2
Оглавление
Введение-------------------------------------------------------3
Глава 1 Дятел ьностный подход к методологии познания сущностных сил человека--------------------------------11
1. 1 Понятие сущностных сил человека в социальной философии-11
1.2 Деятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека-------------------------------------------18
1. 3 Художественно-эстетическая деятельность как универсальная форма проявления сущностных сил человека---------------53
1. 4 Резьба по дереву как синтез предметно - практической и
духовно-теоретической деятельности.--------------------69
Глава 2 Резьба по дереву как социально обусловленный синтез предметного и духовного труда--------------------------76
2. 1 Возникновение и развитие резьбы по дереву как опредмеченная
история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности---------------------------------76
2. 2 Особенности предметно-практических начал в резьбе по дереву. -------------------------------------------------------92
2. 3 Особенности художественно-образных начал в резьбе по дереву -------------------------------------------------------99
2. 4 Особенности проявления эмоционально-оценочных начал в резьбе по дереву.-------------------------------------114
Заключение----------------------------------------------121
Список литературы---------------------------------------126
Приложение-----------------------------------------------145
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Жизнь каждого народа во всех ее проявлениях на протяжении всей истории развития наиболее ярко отражается в его искусстве.
В понятие «народное искусство» входят все формы искусства обычного трудового люда: его музыка, танцы, устное поэтическое творчество, лубочные картинки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры -все они служат людям в их повседневной жизни, домашнем быту и трудовой жизнедеятельности.
Созданные народом сказки, песни, танцы, произведения декоративноприкладного искусства и архитектуры раскрывают специфические особенности жизни каждого народа, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре.
Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий в которых он живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов.
Искусство трудового люда, отражавшее его повседневную жизнь и идеалы, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства. Выдающиеся мастера всех
- сознание и мышление как сущностные силы - А. Г. Мысливченко «Проблема человека» [1969] и другие;
- сущностные силы и проблема отчуждения труда - И. Ф. Баланин «Индивид и личность в обществе отчуждения» [1969], В. Е. Горозия «Отчужденный мир и проблема социализации» [2001] и другие.
Многие авторы обращаются к специальной разработке проблемы категории «сущность человека», которая является отправным пунктом исследования сущностных сил человека: К. Абишев, С. С. Батенин, И. В. Ватин, Г. С. Батищев, А. Г. Мысливченко, Л. П. Балуева, Б. Г. Григорьян, В. Е. Давидович, В. П. Иванов, М. С. Каган, 3. М. Какабадзе,
В. Е. Кемсров, А. А. Брсгадзе, В. М. Власова, Н. М. Бережной, X. Ф. Собиров, Г. С. Малыгин, П. С. Гуревич и многие другие.
Огромное количество работ посвящено проблеме потребностей и способностей человека, а также человеческой деятельности как способу реализации способностей для удовлетворения возникающих потребностей.
Все работы авторов, выполненные по данной тематике, оригинальны, заслуживают особого внимания и дальнейшего глубокого анализа. Мы не ставим целью данного исследования проанализировать все работы, остановимся лишь на наиболее, на наш взгляд, интересных и значимых.
В 1980 году была впервые защищена кандидатская диссертация по данной тематике. А. Г. Волченко определил сущностные силы как «все чувства, страсти, задатки, способности, сознание, мышление и органы преобразующей деятельности человека, сформированные в процессе антропогенеза и социогенеза, составляющие биосоциальную его сущность и развивающиеся на основе деятельности в результате социальной наследственности при конкретно- историческом образе э/сизни общества и индивидуальной жизнедеятельности. [44] Существенной ошибкой автора в данной работе является отождествление таких понятий как «природа человека» и «сущность человека». А. Г. Волченко все сущностные силы определяет как биосоциальные и относит либо к материальным, либо к духовным. [44] Также
диссертант и сущность человека определяет как биосоциальную, а не социальную. Но, не смотря на существенные ошибки, работа уже интересна тем, что предпринята сама попытка такой постановки вопроса.
О. Л. Краева в своем диссертационном исследовании определяет сущностные силы как «исторически сложившиеся силы людей, которые присваиваются и интегрируются ими в форме или деятельных способностей или творческих потребностей и способностей». [93,9]
Ю. Гальских в работе «Человек и его сущностные силы» подходит к рассмотрению сущностных сил с точки зрения диалектико-материалистического монизма. По его мнению «сущностные силы человека представляют собой определенное человеческое содержание, которое формируется в процессе предметно-практической деятельности». [47, 16] К структурным элементам сущностных сил он относит «все природные, жизненные силы человека в виде задатков и влечений; потребности человека, особенно в трудовой и познавательной деятельности; способности человека к труду как субъекта социального развития». [47, 15] На наш взгляд, отнесение задатков и влечений к одной структурной составляющей сущностных сил неправомерно. Задатки относятся к человеческим возможностям, то есть это потенциальные способности, а влечения - это потребности. В то же время под жизненными силами (по С. И. Григорьеву) понимается «способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства». [169, 126]. С помощью данной категории «выясняется не сущность человека и его бытия, а его реальное существование в определенном социальном пространстве и времени». [169, 17]
Данная работа заслуживает особого внимания тем, что в ней подробно рассмотрены этапы и пути детерминации человеческой телесности как основополагающей предпосылки становления и развития сущностных сил человека. Однако, основным недочетом у Ю. Гальских (как и у Маркса) мы
- Київ+380960830922