Ви є тут

Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры

Автор: 
Ренне Софья Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175731
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...........................................................3
Глава I. Непрофессиональное музицирование в контексте современной российской музыкальной культуры........................10
1.1. Два пласта современной российской музыкальной
культуры - профессиональный и любительский.........................10
1.2. Структура и содержание профессионального музыкального
образования........................................................17
1.3. Непрофессиональное музицирование как форма
творческой деятельности............................................32
Выводы.............................................................47
Глава II; Исторические аспекты развития непрофессионального музицирования;.....................................................49
2.1. Истоки любительского музицирования в Западной Европе.........49
2.2. Непрофессиональное музицирование в России....................52
2.3. Советский период в развитии непрофессионального
музыкального творчества............................................63
2.4. Современный этап в развитии непрофессионального
музыкального искусства в России...................................86'
2.5. Непрофессионально музицирование в странах
Западной Европы и Соединённых Штатах Америки.......................91
Выводы............................................................114
Глава III. Университетское культурное пространство
как среда формирования интеллигента...............................117
3.1. Специфика университетского культурного пространства.........117
3.2. Камерное музицирование как вид
художественной деятельности.......................................134
3.3. Студенческое объединение «Камерный ансамбль»
СПбГУП как синтетическая форма непрофессионального
музыкального творчества...........................................159
Выводы............................................................171
Заключение........................................................173
Библиография......................................................176
Приложения........................................................192
ВВЕДЕНИЕ
з
Актуальность проблемы. Одним из интересных и важных аспектов художественно» жизни общества является непрофессиональное музицирование в его тесной взаимосвязи с социокультурно» обстановкой и личностной самореализацией человека. Пути развития к функционирования всех форм и видов непрофессионального музыкального творчества в структуре музыкальной жизни традиционно вызывали интерес музыкальных историков и теоретиков, эстетиков, психологов и социологов.
Вместе с тем в подавляющем большинстве эти труды освещают интересующую нас проблему только в историческом или же в эстстико- воспитательном и педагогическом ракурсе, не затрагивая острых вопросов существования любительских, в том числе приватных, форм музицирования, в условиях фундаментальной перестройки всей структуры музыкальной жизни на протяжении XX века, характеризующейся взаимовлиянием культур различных стран и континентов, научно-технической революцией и огромным влиянием средств массовой информации.
В современных условиях мы стоим перед необходимостью комплексного рассмотрения интересующего нас вопроса. Проблема должна быть переосмыслена и рассмотрена в нескольких ракурсах: формы бытования и развития непрофессионального музицирования в обществе; воздействие непрофессионального музицирования на качество духовной жизни общества; непрофессиональное музицирование как действенное средство межкультуриой коммуникации.
Особую значимость имеет исследование непрофессионального музицирования как части художественного наследия прошлого, хранящею в себе духовный опыт мирового культурно-исторического развития. Именно рассмотрение и изучение исторических традиций и истоков любительского музыкального искусства дает возможность открыть и осмыслить определяющие гакое взаимодействие ключевые измерения художественного творчества, сохранившие свой статус в различные исторические эпохи. История искусства позволяет увидеть и осознать непреходящие свойства всех видов художественного творчества, открыть его вневременные и вненациональные особенности, что и дает возможность с уверенностью утверждать, что музыкальное искусство, в том числе и непрофессиональное, играет важную роль в активизации межкультурного взаимодействия.
го музыкального профессионального образования в целом, стала одесская школа П. С. Столярского, давшая миру многих замечательных скрипачей. П. С. Столярский (1871-1914) не был выдающимся концертирующим скрипачом; он прославился именно умением открывать и воспитывать юные таланты, работать с начинающими и приводить их к вершинам мастерства. В 1911 году при поддержке Л. С. Ауэра, Столярский открыл в Одессе частную музыкальную школу, на базе которой впоследствии была создана первая в России школа для одарённых детей - десятилетка при Консерватории [156:567]. В Москве проблемами, связанными с обучением особо одарённых детей много занимался А. Б. Гольденвейзер (в 1920-40-х годах -заместитель директора и директор Московской консерватории). По его инициативе в 1932 году была создана Особая детская группа при Московской консерваторш!, которая вскоре была преобразована в ЦМШ. В Особой детской группе занимались такие и будущем известные музыканты, как Т. Николаева, Р. Тамаркина, А. Каплан и др. По примеру ЦМШ позднее были созданы подобные школы при ГМПИ (ныне РАМ) имени Гнесиных, Ленинградской консерватории, других консерваториях [38:145-149; 18:86-90; 76:175-182]. Этот вид музыкального образования можно причислить к элитарному (не по социальному, а по профессиональному признаку). Такие школы, в особенности ЦМШ, дали стране и миру огромное число музыкантов высшей квалификации. Помимо школ-десятилеток, совмещающих первую и вторую ступени музыкального образования, некоторые средние учебные заведения наиболее высокою уровня были прикреплены к консерваториям. Одним из первых таких учебных заведений стало Музыкальное училище при Московской государственной консерватории.
Другое направление - подготовка педагогических ка.чпов - определилось как кардинальное с первых же послереволюционных лет. Профессиональным музыкантам было ясно, что подготовка учителей музыки, а также кадров для просветительской работы, должна осуществляться иным образом, чем подготовка исполнителей или педагогов для системы профессионального музыкального образования. При этом, осуществляя разделение в подготовке кадров, важно сохранять высокий профессиональный уровень и в этой ветви музыкального образования. В ЗО-е годы в Московской консерватории был организован музыкально-педагогический факультет, который был прообразом всех, позднее созданных, музыкально-педагогических факультетов страны. Первая заведующая кафедрой музыкального
воспитания В. Н. Шацкая (выпускница Московской консерватории по классу В. И. Сафонова) была одним из ведущих специалистов в сфере музыкального воспитания детей не только в нашей стране, но и и мире. Первые выпускники музыкальнопедагогического факультета (О. Л. Апраксина, И. Л. Гродзенская, В. А. Румер и др.) сыграли важнейшую роль в становлении общего музыкального образования. Подготовка учителей музыки осуществлялась и в среднем звене музыкального образования [38:378-390]. В конце 1920-х гг. был создан инструкторско-педагогический техникум имени Октябрьской революции; (позднее - музыкальное училище имени Октябрьской революции; сейчас - Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке); в музыкальном техникуме при Московской государственной консерватории было открыто отделение общего музыкального воспитания. Эти учебные заведения осуществляли подготовку кадров для музыкально-педагогического факультета Московской консерватории и послужили прообразами будущих музыкалыю-педагогическнх училищ (колледжей)! 18:89]. В результате многочисленных поисков и преобразовании были найдены удачные формы профессионального обучения музыке, сохранившиеся в целом на протяжении всего XX столетия. Государственная поддержка учебных заведений и четкая организация, несомненно, сыграли благоприятную роль дтя развития профессиональных музыкально-образовательных учреждений. Были решены в своей основе организационные и профессиональные вопросы, как в подготовке кадров высокого музыкального искусства, так и большого контингента специалистов в сфере всеобщего музыкального образования.
Описание и анализ видов учреждений, осуществляющих подготовку профессионалов высшей квалификации.
Профессиональное музыкальное образование, осуществляемое специализированными учебными заведениями, которые можно причислить к элитарным, включает четыре ступени. Первая ступень школа 7-летка, может давать как общую, так и элитарную музыкальную подготовку, но последующие виды образовательных учреждений направлены на формирование специалистов высшей квали-фнкащги[63: 158-164].
Музыкальные школы 7-летки.