ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................3
ГЛАВА 1. Государственная политика России XVIII - первых двух десятилетий XX вв. в области изобразительного искусства и развитие петербургского художественного рынка ..............................14
1.1. Становление государственной политики в области художественной культуры в XVIII в.................................................14
1.2. Особенности государственной политики в области изобразительного искусства в XIX - начале XX вв.....................................48
1.3. Общество поощрения художеств и его роль в художественной жизни Санкт-Петербурга ..................................................66
1.4. Частное художественное коллекционирование в Санкт-Петербурге XVIII —
первых двух десятилетий XX вв......................................71
ГЛАВА 2. Формы и механизмы свободного художественного рынка в Санкт-Петербурге ........................................................86
2.1. Становление свободного художественного рынка в XVIII в........86
2.2. Художественные магазины ......................................96
2.3. Аукционы ....................................................106
2.4. Художественные объединения и их выставочно-коммерческая практика..........................................................112
2.5. Художественный рынок Петрограда в 1917-1918 гг...............135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................138
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Петербургское искусство на международном рынке
.................................................................144
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Краткие сведения о петербургских (петроградских)
художественных объединениях .................................... 157
АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ...............................................172
БИБЛИОГРАФИЯ .....................................................173
ВВЕДЕНИЕ
Художественный рынок - это система социо-культурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений искусства и услуг по исполнению художественных работ. Художественный рынок формирует материальную основу для развития искусства, существенно и разносторонне влияет на культурную жизнь общества, на создание и бытование художественных произведений.
Понятие «художественный рынок» применяется как в широком, так и в узком смысле. В первом случае оно определяет товарооборот любых художественных произведений (артефактов), включая зрелищные искусства, музыку и литературу. Во втором случае это понятие часто (в том числе в данной работе) относят только к товарообороту произведений изобразительного искусства. В настоящей диссертации «художественный рынок» трактуется только во втором, узком, значении.
Рынок произведений изобразительного искусства делится на два типа, каждый из которых имеет собственную историю развития, свою специфику и свои механизмы действия. Так, особенность «первичного (актуального)» художественного рынка состоит в том, что производитель товара (художник) является непосредственным субъектом рыночных отношений. Особенность «вторичного» рынка заключается в том, что товар (произведение искусства) отчуждается от своего производителя (художника) и существует на рынке независимо от него. Вторичный рынок охватывает антикварную торговлю, и любые торговые сделки в отношении произведений искусства, совершаемые без участия их автора и без учета его интересов.
В настоящей диссертации исследованию подвергнут преимущественно первичный (актуальный) художественный рынок, включающий разные формы продажи автором своего произведения, в том числе выполнение им художественного заказа. К этой же сфере относятся такие формы материального вознаграждения и стимулирования художественного труда,
видел, кроме икон, и не мог воспитать в себе художественного вкуса»20. Скорее всего, Петр I в эти годы был в большей мере занят проблемами, связанными со строительством флота и перевооружением армии, с заимствованием ценных технических новшеств и привлечением в Россию из Европы инженеров и ученых, а также установлением важнейших дипломатических контактов. Вместе с тем, вся последующая деятельность Петра I в отношении развития искусства в России убедительно свидетельствует о его высокой эстетической восприимчивости и неравнодушии к художественной культуре.
Первые достоверные упоминания о приобретении Петром I картин относятся к 1707 г. (об этом сообщается в письме Петра I к Ф.М. Апраксину от 4 мая 1707 г.)21. Примечательно, что это происходило в разгар Северной войны, опустошавшей государственную казну. Предположительно, тогда же в Санкт-Петербург были привезены и первые скульптуры для Летнего сада, который к концу царствования Петра I превратился в уникальный музей скульптуры под открытым небом. До 1710 г. для Летнего сада были приобретены, в частности, статуи «Минерва», «Церера» и «Флора» фламандского ваятеля Томаса Квеллинуса22, а также бюсты польского короля Яна Собесского и его супруги Марии Казимиры, авторство которых приписывается «Мастеру капеллы Котовских».
Новый этап в развитии интереса Петра I к изобразительному искусству наступил в 1716-1717 гг. в связи с его вторым путешествием по Европе, а также в связи с тем обстоятельством, что победа России в Северной войне стала близкой реальностью. Уже в начале 1716 г. русские дипломатические представители в Голландии и Италии стали получать указания о приобретении картин и скульптур для пополнения царского собрания. По прибытии в Амстердам, который в те годы был одним из главных европейских центров художественной торговли, Петр I много времени
20 Левинсон-Лессинг В. Ф. История картинной галереи Эрмитажа. - С. 26.
21 Письма и бумаги Императора Петра Великого. - СПб., 1907. - Т. 5. - С. 230.
22 Андросов С. О. Произведения Томаса Квеллинуса в Летнем саду // Музей-6. - М., 1986. - С. 59.
19
уделял посещению аукционов, картинных галерей, музеев, а также мастерских художников, и лично сделал несколько приобретений. Он живо интересовался собирательской деятельностью бургомистра Амстердама Николаса Витсена, познакомился с собраниями античного искусства архитектора Симона Схейнфута и естественнонаучной коллекцией Фредерика Рюйша, «античным кабинетом» Николаса Шевалье23. Однако основную часть художественных покупок в эти годы совершили русские агенты в Голландии Осип Соловьев и Юрий Кологривов, которые пользовались консультациями художника и продавца картин Георга Гзелля (Кзеля), а также коллекционера Питера де ла Курта. Всего в течение 1716-1717 гг. ими было приобретено в Голландии и Фландрии около трехсот картин, включая не только работы голландских и фламандских живописцев, но и французских, немецких и итальянских художников24. При этом цена приобретенных картин лежала в диапазоне от 5 до 100 «ефимков» (талеров; приблизительно от 3 до 60 рублей).
Нередко закупку художественных произведений за границей осуществляли русские дипломаты (князь Б.И. Куракин, A.A. Матвеев, русский резидент в Италии граф С.Л. Рагузинский), которые, проживая за границей длительное время, имели возможность выработать собственный художественный вкус и составить представление о старом и новом западном искусстве. В числе агентов, в задачу которых входила закупка за границей художественных произведений, можно назвать также библиотекаря Академии наук Иоганна Даниила Шумахера, объездившего в 1721 г. Германию, Голландию, Францию и Англию25, и кабинет-секретаря A.B. Макарова, сопровождавшего царя в его поездках по Европе. В 1716-1721 гг. торговый представитель в Италии Петр Беклемишев купил в Венеции около
п Ван дер Веен Я. Амстердамский художественный рынок и покупка картин для Петра I // Петр I и Голландия. Русско-голландские научные и художественные связи в эпоху Петра Великого: Сб. научи, тр. / Под ред. Н. Копаневой и др. - СПб., 1997. - С. 204; Каминская А. Г. Приобретение картин в Голландии в 1716 году // Русская культура первой четверти XVIII века. Дворец Меншикова. - СПб., 1992. - С. 37-50.
24 Андросов С. О. Русские заказчики и итальянские художники. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - С. 13-17.
23 Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. В 2 т. - Т. 1: Введение в историю
просвещения в России XVIII столетия. - СПб.: Т-во Общественная польза, 1862. - С. 533-534.
- Київ+380960830922