Ви є тут

Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального

Автор: 
Смолин Артем Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
2005
Артикул:
175781
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ..........................................4
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СЮРРЕАЛИЗМА С ПОЗИЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕЧЕНИЯ И СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ 11
1.1. СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ - ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЯ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ СЮРРЕАЛИЗМА...11
1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СЮРРЕАЛИЗМА, НАУКИ И ИСКУССТВА 35
1.3. МЕСТО СЮРРЕАЛИЗМА В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА..............................58
ГЛАВА II. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ГЕНИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ СВЕРХРЕАЛЬНОГО...................................77
2.1. ГЕНИАЛЬНОСТЬ, РОЖДЕННАЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ
СВЕРХРЕАЛЬНОСТИ КАК “PERPETUUM MOBILE”
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.........................................77
2.2 САЛЬВАДОР ДАЛИ - ТВОРЕЦ НЕБЫТИЯ.....................106
• КОМПЛЕКСЫ DALI....................................107
• DALI и НРАВСТВЕННОСТЬ............................109
• ГАЛА - “PERPETUUM MOBILE” DALI....................113
• DALI и СЮРРЕАЛИСТЫ...............................117
• DALI и СИЛЬНЫЕ МИРА СЕГО.........................120
• DALI и ГЕНИАЛЬНОСТЬ..............................122
• DALI РАЗНОСТОРОННИЙ...............................124
■'л
3
• DALIMAHHM......................................128
*
• DALI и ЖИВОПИСЬ................................132
• DALI и НАУКА...................................136
• DALI и РЕЛИГИЯ.................................142
• DALI и СВЕРХРЕАЛЬНОСТЬ.........................145
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................154
V.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1..........................................157
ПРИЛОЖЕНИЕ 11.........................................161
ЛИТЕРАТУРА............................................170
ч'
é
(!*
потерявшей смысл своего существования” - писал знаток сюрреалистов Морис Надо15.
Именно поэтому в 1919 году призвание сюрреалистов заключалось в том, чтобы всеми возможными средствами подорвать это “застывание” самоудовлетворенного общества, которое, вырвавшись из горячечного бреда, медленно, но верно возвращало себе чистую совесть16.
Дадаисты призывали к уничтожению, сюрреалисты, прочувствовав на себе кризис того времени, стали призывать к революции.
“Когда тебе двадцать, двадцать пять, воля к борьбе определяется тем, что кажется вокруг самым оскорбительным, самым невыносимым. В этом смысле недуг, симптомы которого являет нам мир сегодня, коренным образом отличается от того, что точил его в 20-е годы. Если говорить о Франции, то тогда основной угрозой разуму было застывание, сейчас же он стоит на грани распада”1' - говорил Андре Бретон в 1952 г.
Подавляющее число сюрреалистов являлись поэтами и писателями, живописцы придут в группу несколько позже, по новому раскрыв всю многогранность сверхреального. Эти дерзкие революционеры занимались тем, что старательно и кропотливо выискивали забытые имена прошлого чтобы преподнести современникам в новом “сюрреалистическом” ракурсе.

В 1923 году сюрреалисты выпускают журнал “АРУТАРЕТИЛ” . На его развороте коллаж авторитетов, личностей почитаемых сюрреалистами. Здесь красуются Лермонтов, Лотреамон, Фантомас, Эмиль Золя, фото вампира Носферату из одноименного фильма и многие другие.
Еще одним примером богатого литературного арсенала сюрреалистов можно считать книгу “Антология черного юмора” Андре Бретона вышедшую в 1945 г. В ней Бретон собрал отрывки произведений как современных ему
15 Андреев Л. Г. Сюрреализм. - М.: Изд-во Высшая школа, 1972. - С. 7.
16 Шенье-Жанлрон Ж. Сюрреализм. Пер. с французского и комментарии С. Дубина. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - С. 61.
17 Там же. - С. 61.
18 Пикон Г. Сюрреализм: Пер. с франц. - Париж: 01ЛКОМ-П1АМСЕ, 1995. - С. 46.
представителей сверхреальности, так и почитаемых сюрреалистами поэтов и писателей прошлого. На страницах этой книги можно встретить отрывки из произведений Сальвадора Дали, маркиза де Сада, Джонатана Свифта, Пабло Пикассо, Фридриха Ницше и многих других. Все это говорит о надежном литературном и философском фундаменте сюрреалистов, их разносторонности и начитанности.
Одним из самых значительных открытий сюрреалистов на литературном поприще стал Изидор Дюкас, граф де Лотреамон. Этот начитанный юноша умер в возрасте двадцати четырех лет в полной безвестности, успев опубликовать две небольшие книжечки “Песни Мальдорора” и “Стихотворения”.
Сюрреалисты гордились своей находкой и боготворили его. “Раскройте Лотреамона! - и вся литература вывернется наизнанку, словно зонтик! Закройте Лотреамона! - и все немедленно вернется на свои места!"19 - писал о нем Франсис Понж.
Произведение “Песни Мальдорора” пропитано жестокостью, насилием и извращениями соседствующими с полной бессмысленностью. Такой бесцензурный полет фантазии не мог ни привлечь сюрреалистов с их принципами полного раскрепощения и бунта.
Одной из ключевых фигур был для сюрреалистов Лыоис Кэролл. Его сказочная страна Зазеркалье манили их своей буйной фантазией и волшебством.
Решающее значение на деятельность сюрреалистов оказал символизм -как в поэзии, так и в живописи. Сюрреалисты вдохновлялись мифическими персонажами на полотнах Густава Моро. Они восхищались Шарлем Бодлером и Артюром Рембо, взяв у последнего фразы “изменить мир” и “полное расстройство всех чувств”, как своего рода девиз. Сюрреалисты считали этих романтиков-бунтарей предтечами сюрреализма, даже не догадываясь, что они
19 Пиком Г. Сюрреализм: Пер. с франц. - Париж: 01АК0М-РЮ\МСЕ, 1995. - С. 7.