Ви є тут

Художественный образ картины в свете психологии эмоций, чувств и настроений

Автор: 
Устарханов Азим Ханпашаевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175851
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение........................................................................3
Глава I. Психология эмоций, чувств и настроений в исследовании искусства.
1.1 Сотворчество искусствоведов и психологов
в исследовании искусства...................................................11
1.2 О связи процессов внимания с отображением эмоционально-чувственных характеристик художественного образа в произведении искусства..............22
1.3 «Состояние» и «настроение» в произведении живописи.........................37
Глава И. Анализ произведений живописи в аспекте психологии эмоций, чувств и настроений
2.1 Эмоционально-чувственный критерий в анализе картины исторического жанра...75
2.2 Произведения бытового жанра в свете психологии эмоций, чувств и настроений.....................................................................85
2.3 Соотнесение художественного образа пейзажной живописи с психологическим состоянием человека........................................92
Глава 111. Соединение инноваций традиций как психолого-педагогическая проблема.
3.1 Выражение чувств в искусстве орнамента....................................105
3.2 Инновации и традиции в педагогике искусства...............................121
Заключение....................................................................142
Библиографический список......................................................146
Приложение....................................................................164
3
Введение
Актуальность исследования. В произведении изобразительного искусства эстетическая информация представляется не в виде повествовательного сообщения, а в форме художественного образа -эпического, драматического, лирического. Такая информация адресуется к глубинным и тонким структурам психики зрителя. Художник сам эмоционально переживает, создаваемые им образы и ожидает, что их выражение в его произведении найдет адекватный ответ и у зрителя. Искусство может породить самые углубленные и содержательные эмоции. Однако это воздействие зависит, в основном, от следующих факторов: от качества самих произведений искусства, от полноценности восприятия произведения искусства1 и от индивидуальности воспринимающей личности. Поэтому в искусствоведении особенное внимание уделяется вопросам эмоционально-чувственного восприятия, создающего у зрителя определенное возвышенное состояние. В монографиях - альбомах, посвященных художникам, а также при анализе творческих работ нередко делаются экскурсы в область психологии эмоций, чувств и настроений в целях более глубокого рассмотрения данной стороны восприятия произведения. Влияние художественного опыта на эмоциональное восприятие произведения искусства является важнейшей проблемой как искусствознания, так и психологии. При этом не всегда делается комплексный охват указанной психической грани в ее приложении к композиционному анализу произведения. Это обедняет художественный анализ, не позволяет шире и многообразнее раскрыть психологическое содержание, задуманное и реализованное в произведении ее автором.
Эмоциональное восприятие художественных произведений имеет серьёзное влияние на личностную сферу человека. Когда эмоциональное
1 Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.. 1964. - С.67.
переживается зрителем, потому что характеризуется «целостностью эмоционального переживания, «настроения», передаваемого как состояние природы»21.
Восприятие результата художественного творчества есть развернутый психический процесс, который можно понимать и представить в виде трех граней, составляющих триединое художественно-психологическое целое. Эти грани - ипостаси сконцентрированы в произведении как эмоционально чувственные переживания и состояния художника - художественного образа - зрителя. Одна грань представляет собой процесс живого созерцания произведения. Его основу составляет душевное открытие художественного образа. Другая ипостась представляет собой познавательный процесс, в котором происходит глубокое проникновение в художественное содержание произведения. Его сущность составляет нравственное благородство основных идей, человеколюбие, оптимизм. Третью сторону можно понимать как философское обобщение произведения и процесс его восприятия. Характеризуется эстетическо-воспитательная составляющая. Выражается путем явного (эксплицитного) и не полностью проявленного (имплицитного) представления сущности произведения через форму, структуру, колорит.
Конечной целью произведения изобразительного искусства должно быть совершение в душе зрителя очищения, катарсиса, по Аристотелю. Зритель должен отходить от картины не угнетенный ее образами, а наполненный любовыо к людям, миру, жизни. Это состояние должно возникнуть у него после многих и различных эмоционально-чувственных драматических, мира эпических или иных переживаний. Изучить эти состояния образов искусства и души человека надо комплексно при объединении усилий искусствознания и психологии. В дневниках психолога
21 Федоров-Давыдов. Указ соч., 1986. С. 183.
21
С.Л. Рубинштейна ‘ есть заметки, посвященные аскетизму и любви. Представляется, что в этих понятиях наилучшим образом сочетается: взаимодействия эмоциональных реакций, проявление чувств, виды настроений. Один из принципов искусства предполагает создание произведений, следовательно, достижений необходимой меры выражения эмоций, чувств и настроений скупыми средствами, т.е. достижения «многого» с помощью «малого».
С.Л.Рубинштейн обличает близкие этому мысли следующим образом: «Любовь есть выше, но любовь есть чувства, всякое чувство есть интенсивность [...] как бы заряд, который в действии, в жизни разрядится и он разрядится тем, чем был заряжен». И далее: «Аскетизм прекрасен — также как любовь и страсть. Но прекрасен аскетизм не умерщвленный и высушенный, а огненный и пламенной души [...] Аскетизм - целомудрие влюбленных»23.
Изучение вопросов психологии эмоций чувств и настроений в аспекте восприятия произведений изобразительного искусства необходимо связать с процессами, видами и свойствами внимания. Такая потребность обуславливается тем, что в основе появления эмоций всегда заложены два фактора: ориентированный рефлекс (где необычное?) и сигнальный механизм (что это такое?). Но эти же факторы являются определяющими для опознавательной деятельности, которая опирается на процессы внимания. Поэтому в параграфе 1.2. будут рассмотрены закономерности внимания, в их связи с эмоциями, с чувствами и настроениями, выражаемыми в произведении изобразительного искусства.
22 Рубинштейн СЛ. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997.-С.463.
23 Рубинштейн С.Л. Указ соч., 1997.-С.460.