Ви є тут

Иконография мифов о смерти и возрождении в греческом ориентализирующем искусстве

Автор: 
Букина Анастасия Геннадьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176101
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение....................................................................... 3
Об актуальности темы диссертации (3): об исторических рамках исследования (3); об изучении греческою ориентализирующего искусства (5); о проблеме символическою содержания ориентализируюшнх мотивов (8); о цели и задачах исследования (13); о методе исследования (13); о структуре и объеме диссертации (16); о материалах исследования (16)
Глава I. ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИК0Н01 РАФИИ
Г РЕЧЕСКОГО ИСКУССТВА ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ................. 20
Глава 2. Архаические греческие мифы о смерти и возрождении .... 32
О письменных источниках (32); мифы о смерти и возрождении (33)
*
Глава 3. Мотивы, имевшие прототипы 43
в иконографии геометрического искусства...................
Водяные птниы (44): микенская и геометрическая предыстория мотива (44); изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (48); миф о водяной птице (53)
Лошадь и колесница (55): микенская и геометрическая предыстория мотива (56 изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (58); кратер из коллекции Боткина (61)
Глава 4. ЗВЕРИНЫЕ МОТИВЫ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ 69
ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ.............................
Композиции на тему ’’терзания" и охоты зверей (71): лев (71); композиции ориентализирующего стиля на тему "терзания" (72); ойнохоя из кургана Темнр-Гора (77); греческая мифология "терзания" (81) "Смешанные" существа (86): "смешанная" фигура как апотропей (89); сфинкс и сирена как погребальные символы (91)
Глава 5. АН I РОПОМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ 97
ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ.............................
Борьба героя со зверем (97): диадема из коллекции Нелидова (98); о композиции и мифологическом сюжете (100); изображение борьбы героя со львом, погребальный культ и героический миф (103)
"Владычица". "Владыка" и "Жертва зверей" (105): "Жертвазверей"
(107); миф о "Владычице" и умирающем "Владыке зверей" (109)
Заключение................................................................... 115
Примечания.................................................................... U9
Библиография и сокращения.................................................... 140
*
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ........................................................... 158
Приложение 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ........................................ 162
Приложение 2. Алфавитно-предметный указатель................................. 164
ИЛЛЮСТРА1 (ИИ......................................................... 169

ВВЕДЕНИЕ
()|> АКТУАЛЬНОСТИ ГКМЫ ДИССТ.Р1 АЦИИ
Современная наука об античности становится все более строгой дисциплиной: классификации и хронологии - все более точными, отдельные направления - все более специализированными и определенными с точки зрения исследуемого предмета.1 Однако, кроме того, постоянно возрастает интерес к интерпретации известных фак-
2
тов и памятников. В некоторых областях, а в истории искусства -в первую очередь, интерпретация, соответствующая новому уровню исторического знания, может иногда совершенно изменить понимание
3
той или иной проблемы.
Это непосредственно относится к проблеме иконографии греческого ориентализирующего искусства и ее символического содержания. в настоящей работе она рассматривается в связи с комплексом мотивов, отражающих греческие мифы о смерти и возрождении.
Оь ИСТОРИЧЕСКИХ РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Мы будем называть "ориентализирующим" тот этап в развитии греческого искусства, который продолжался приблизительно
1 См., например: N. BOOKIDIS. "The Sanctuary of Demeter and Kore. An Archaeological Approach to Ancient Religion’'. // AJA 91 (1987). P. 480.
См., например: В. И. ИСАЕВА. "Введение". //Личность и общество в религии и науке античного мира (Современная зарубежная историофафия). / Реферативный сборник к XVII Международному Конгрессу исторических наук; ред. O.A. Акимова и др. М.: ИНИОН. ИВИ АН СССР, 1990. С. 5-9.
St. R. IlAUSER. // DNP. Bd. 13. S. 208. L. A. HITCHCOCK. Review on: M. Johnson. Archaeology Theory: Ал Introduction. Oxford: Blackwell, 1999; J. Thomas. Time, Culture and Identity: An Interpretive Archaeology. L. : Routlege, 1998. (Material Culture Series). // AJ A 105 (2001). P. 330-331.
3 B.A. SPARKES. Greek Art. Oxford: Oxford University press, 1991. (Greece and Rome: New- Surveys in the Classics 22) P. 3.
21
торговые и культурные связи. 4 В это же время ионийцы и эолийцы начали основывать свои города вдоль западного побережья Малой Азии.
Во второй половине 10 - начале 9 в. в Эгейском море появи-0
лись финикийцы. Они поселились на Кипре и постоянно посещали
Крит, Родос и некоторые другие эгейские острова.
На рубеже 9 и 8 вв. греческие торговцы из Аттики, с Эвбеи и Кикладских островов, а в первой половине 8 в. также из Коринфа
О
стали селиться на Востоке - в Киликии, Памфилии и Палестине. Вероятно, среди поселенцев были и ремесленники, которые могли
д
работать вместе с местными мастерами и учиться у них.
4 См., например: АНДРЕЕВ 2002. С. 710-711,713.
Связи между Аттикой и Эвбеей (М. R. РОРНАМ, L. H. SACKETT. // Lcfkandi 1 The Iron Age Settlement; the Cemeteries. / The British School of Archaeology at Athens. Ed. by M. R. Popham, L. H. Sackctt, P. G. Themelis. L.: Tames and Hudson, 1979-1980. P. 243 (бронзовые фибулы 850-750 гг. одной мастерской найдены на Керамике и в Лсвканди); Р. 366.1. LEMOS. "Songs for Heroes: The Lack of Images in Early Greece". // Word and Image. / 1st Levcntis Conference; cd. by K. Rutter, B. Sparks. Edinburg: Edinburg University Press, 2000. P. 16).
Связи между Эвбеей. Беотией. Фессалией и Фокеей (М. R. РоРНАМ, L. H. SAC'KF.TT. // Lefkandi 1. P. 366. LEMOS I. 2000. P. 16 (между этими областями существовало "своего рода койне, выражавшееся в использовании сходного керамического стиля, сходных орнаментов и распространении сходных идей..., культурные связи были, возможно, усилены общей культовой практикой и посвящением похожих приношений. "). )
Связи между Эвбеей и Арголидой (I.EMOS 1. 2000. Р. 16-17).
5 Coldstream 1979. Р. 260. Андреев 1988. С. 229. Яйленко 1990. С. 5. Андреев 2002. С.710,713.
6 Coldstream 1968. Р. 346-348. Coldstream 1979. Р. 66. H. G. Niemayer. "Die Phönizier und die Mittelmeerwelt im Zeitalter Homers". //JRGZ 31 (1984). S. 15. АНДРЕЕВ 1988. C. 217. O. NEGBI. "Early Phoenician Presence in the Mediterranean Islands: A Rcapprasial". // AJA 96 (1992). P. 599-615. Ю. Б. Циркин. От Ханаана до Карфагена. М.: АСТ-Астрель, 2001. (Классическая мысль) С. 208. АНДРЕЕВ 2002. С. 725-728.
7 Coldstream 1968. Р. 348. Coldstream 1979. Р. 66. Markof. 1985. Р. 127. Nrgbi 1992. Циркин
2001. С. 208-210. Андреев 2002. С. 728.
8 -
COLDSTREAM 1968. Р. 345-346,348,354. U. Jantzen. Ägyptische und Orientalische Bronzen aus dem
Heraion von Samos. / DAI; E. Homann-Wedeking Institut. Bonn: Habelt Verlag, 1972. (Samos VIII) S.
90. COLDSTREAM 1979. P. 66,93-95 (в Палестине - скорее в последней четверти 9 в.). АНДРЕЕВ
1988. С. 229. ЯЙДЕНКО 1990. С. 5. ЦИРКИН 2001. С. 162. АНДРЕЕВ 2002. С. 728.
9
Ср., однако: COLDSTREAM 1979. Р. 103 (присутствие греков в Аль-Мине не имело особого значения для развития греческого искусства).
i
Не позднее 750 г., греки стали осваивать также северо-восточную часть Эгейского моря и прилегающие земли. 10
В первой половине 8 в. финикийские торговцы и ремесленники
ТУ 11 ТУ 12 _ 13 т/. 14 _ 15 16
жили на Кипре, Крите, Родосе, в Коринфе, Спарте, Афинах
и, возможно, в некоторых других центрах. 1
Очевидно, в это время в Аттике и в Коринфе еще не были утрачены совсем технологические и изобразительные традиции микенского ремесла. 18 Возможно, поэтому местным мастерам было легче начать копировать восточные изделия и мотивы. Уже в середине 8 в. в Аттике стали производить бронзовые и золотые изделия ориен-тализирующего стиля, а в последней четверти 8 в. и в Аттике, и в Коринфе - расписные вазы.
10 COLDSTREAM 1979. Р. 246.
11 COLDSTREAM 1968. Р. 358. NIEMAYER 1984. S. 35. ЦИРКИН 2001. С. 217.
12
J. BOARDMAN. The Cretan Collection in Oxford. The Dictaean Cave and Iron Age Crete. Oxford: Clarendon Press, 1961. Id. ’’The Khaniale Tekke Tombs, IT. // BSA 62 (1967). P. 57-75. COLDSTREAM 1968. P. 245-246,358. COLDSTREAM 1979. P. 100,281,289,358. MARKOE 1985. P. 117. ЯЙЛЕНКО 1990. C. 133. J. A. SAKELLARAKJS. "The Idaean Cave Ivories". // IGEM. P. 114-115.
13 COLDSTREAM 1968. P. 358. COLDSTREAM 1979. P. 295,264. BORELL 1978. S. 87.
14БОРИСКОВСКЛЯ 1966і. C. 35. (Cp.: ID. 1968. C- 111, прим. 40). COLDSTREAM 1979. P. 299-300. P. F.. Bl-OMBERG. On Corinthian Iconography. The Bridled Winged Horse and the Helmeted Female Head in the 6th Century BC. Uppsala: 1996. (Acta Universitatis Upsaliensis. Boreas 25) P. 83-95. ЦИРКИН 2001. C. 129 ff.
15 J. B. CARTER. "The Masks of Ortheia". // AJA 91 (1987). P. 355-381.
16 R. D. BARNETT. "Harly Greek and Oriental Ivories". // JHS 68 (1948). P. 2-3. Coldstream 1968. P. 358. COLDSTREAM 1979. P. 80(горевты); 103,124(до сер. 8 в. - ювелиры, полуэллинизированиыс финикийцы).
17 COLDSTREAM 1979. Р. 295 (на Косе). ЦИРКИН 2001. С. 217 (в Милете!.
18
Е. Т. Н. BRANN. I.ate Geometric and Protoattic Pottery. Mid 8th to Late 7th Century В. C. Princeton (N. J.): American School of Classical Studies at Athens. 1962. (The Athenian Agora. Results of Excavations. VIII). P. 19. БОРИСКОВСКЛЯ 1968і. J. L. BENSON. Horse, Bird and Man. Amherst: University of Massachusetts Press, 1970. H. А. СИДОРОВА. Искусство эгейского мира. М.: Искусство, 1972. (Из истории мирового искусства) С. 219. J. D. BEAZLHY. // САН. Vol. IV. Ch. XVI, III. P. 582.