Содержание.
1
Введение.............................................................................2
Глава 1. Эвристика и проблемы теоретического изучения вопросов композиции в изобразительном искусстве............................................................11
1.1. Из истории развития методов эвристического исследования проблемных вопросов композиции...........................................................................12
2.1. Об эффективности использования эвристических методов при исследовании композиции
в изобразительном искусстве........................................................ 22
3. 1. Элементы психологии восприятия в структуре эвристических методов исследования композиции...........................................................................38
4.1. Методы эвристики в композиционном анализе произведений живописи.................45
Выводы по первой главе...............................................................69
Г лава 2. Эвристические методы в исследовании композиционно-художественных средств изобразительного искусства...........................................................70
1.2. Эвристические методы в исследовании функциональности и масштабной значимости композиционного целого и его частей..................................................82
2.2. Структурно-пластические характеристики композиции картины и вопросы применения эвристических методов в их исследовании..............................................87
3.2. Ритмо-пропорциональные отношения композиции и ее частей как предмет исследования картины методами эвристики..........................................................103
4.2. Анализ тектонических взаимодействий элементов асимметричной композиции методами эвристики...........................................................................116
5.2. Вопросы исследования гармонии контрастов и цветотональных отношений методами эвристики...........................................................................124
Выводы по второй главе..............................................................135
Заключение..........................................................................136
Глоссарий...........................................................................138
Библиография........................................................................140
*
Введение
2
Проблемы композиции в изобразительном искусстве всегда были и до сих пор находятся в центре внимания художников-практиков и теоретиков искусства. Над их решением издавна работали художники, ученые и педагоги. Однако сравнительно недавно эти проблемы определились в самостоятельную область научного знания - теорию композиции. Как наука теория композиции находится в тесной взаимосвязи с историей искусства, которая служит для нее как бы «развернутым фоном». Теория композиции имеет свои задачи - комплексное изучение предмета композиции, как явления искусства, что в свою очередь требует включения в ее структуру целого ряда наук: философии, эстетики, истории, социологии, психологии, математики и других наук.
По этому поводу в одной из своих работ М.С.Каган писал: «... многообразие научных подходов к изучению искусства не только оправдано, но необходимо, однако плодотворность его комплексного исследования обуславливается не самой множественностью познавательных углов зрения, но их скоординированностью, согласованностью, взаимосоотнесенностью как выражением теоретически обоснованного «разделения труда» между всеми изучающими искусство науками. Л это «разделение труда» детализируется строением познаваемого ими совместно объекта, которое может быть выявлено лишь при его целостном рассмотрении...»1.
Совершенство произведения изобразительного искусства - социальнокультурное качество, имеющее смысл только в рамках данных общественных отношений и данной культуры, так как отражают эстетические и этические принципы миропонимания данного общества в данный исторический период.
Категории композиции отражают особые культурные формы творческой и исследовательской деятельности, которые в процессе исторического развития общества приобрели универсальное значение и эстетический смысл. Трактовка
1 Каган М С. Методологические проблемы современного искусствознания. - Д.: 1980 - С. 51 — 52
ления, а включал учеников в эвристическую деятельность (поиск), результатом которой было приближение к истине. «Самое же великое в нашем искусстве - говорил Сократ, - то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный признак или же истинный и полноценный плод»6.
Правда, перед тем как обрести знания, человек должен как бы «забеременеть», получить основу для последующих рассуждений и споров. Главным условием его метода была потребность собеседника в получении знаний. Если таковая отсутствовала, заменялась стремлением получить готовые сведения, таких он отправлял к другим философам, которые сообщали ему готовые знания, возбуждая тем самым в пытливом уме массу вопросов. В эвристическом поиске ответов помогал Сократ. Он способствовал извлечению знаний, сокрытых в самом человеке, в его бессмертной душе. Познание по Сократу - это организованное специальным образом их воспоминание. В любом человеке живут верные сведения, но он их не помнит. Если человека «часто и по-разному спрашивать», то эти мнения начинают «шевелиться» в нем «словно сны».
Какими приемами пользовался Сократ, побуждая к «шевелению» знаний? Основой его системы является знаменитая эвристическая формула: «Я знаю, что я ничего не знаю». Далее идет опредмечивание этого незнания, формулируются проблемы и противоречия и начинается процесс конструктивного построения «знания». Как известно, диалоги Сократа включают:
- иронию, которая уличает ученика и учителя в незнании;
- формулирование проблем и противоречий или искусственное создание таковых, чтобы убедиться в имеющемся незнании;
- логическое восхождение от частных представлений к общим понятиям, от поверхностных к более глубоким (индукция), а также от общих понятий к частным (дедукция);
- выявление нескольких вариантов решения возникшей проблемы;
6 Платон. Собр. соч. в 4т; т.2: Теэтет. - М.: Мысль, 1993. - С. 201 - 202.
- создание напряженности, в которую попадают и ученик, и учитель;
- возвращение к исходным предпосылкам и суждениям.
Сократ признает уникальность каждого человека и истинность каждого мнения: «Мера существующего и несуществующего есть каждый из нас. И здесь-то тысячу раз отличается один от другого. [...] Ничье мнение не бывает ложным...»7.
Для обозначения такой деятельности Сократ использовал понятие «творчество», которое трактовалось как «переход небытия в бытие». В произведении Платона «Пир» говорится так: «Всё, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество, и следовательно, создание любых произведений искусства и ремёсел можно назвать творчеством, а всех создателей их - творцами»8.
Термин «Эвристика» появился в III в. н. э. у древнегреческого математика Паппа Александрийского. В своем трактате «Искусство решать задачи» методы, отличные от логических и математических, он объединил под условным названием «эвристика».
«Эврика!» Конечно же, всем известно легендарное восклицание Архимеда (287 - 212 гг. до н. э.), связанное с открытием основного закона гидростатики. Греческое «heureka» - «я нашел!» - выражение радости по поводу решения сложной задачи. Архимедова «эврика» ни что иное, как внутреннее озарение, продукт индуктивного мышления, которое способствует открытиям в различных сферах человеческой деятельности.
В средние века происходит утрата традиций античной культуры. Человек перестает быть «мерой всех вещей». Господство христианской религии наложило свой отпечаток на развитие науки и искусства. Эвристика была предана забвению как метод познания мира, несовместимый с религиозным догматизмом.
7 Платон. Собр. соч. в 4г, т.2: Тсэтст. - М.: Мысль, 1993. - С. 221 - 223.
8 Платон Собр. соч в 4т;т2: Тсэтст. -М.: Мысль, 1993.-С. 115.
- Київ+380960830922