Ви є тут

Образ в искусстве орнамента

Автор: 
Иванова Ирина Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176350
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................. 3
Глава 1.Специфические особенности образности в искусстве орнамента....23 1.1 Отношение искусства орнамента к действительности.............25
1.1.1 Предмет искусства орнамента............................25
1.1.2 Основные источники формирования образов и принципы художественного отбора в орнаменте...........................32
1.1.3 Изобразительность в искусстве орнамента................44
1.2 Метод творческого мышления и принципы художественного
обобщения в орнаменте...........................................49
Глава 2. Образная структура орнамента.................................67
2.1 Структурные элементы и категории содержания....................71
2.1.1 Идея......................................................71
2.1.2 Пафос.....................................................76
2.1.3 Специфика выражения субъективного в искусстве орнамента..79
2.2 Структурные элементы и категории формы.........................81
2.2.1 Изображенный мир как элемент образной структуры орнамента........................................................81
2.2.2 Художественная концепция пространства
в искусстве орнамента.......................................81
2.2.3 Художественная концепция времени в искусстве орнамента ...96
2.2.4 Движение и ритм как образные составляющие................103
2.2.5 Система выразительных средств и художественных
приемов искусства орнамента...............................111
Глава 3. Орнамент в художественном синтезе...........................118
3.1 Орнамент и украшение.......................................118
3.2 Орнамент и вещь как компоненты синтеза.....................137
Заключение.’.........................................................163
Библиография.........................................................168
Приложение...........................................................181
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В диссертационной работе рассматриваются специфические особенности художественной образности в искусстве орнамента. В исследовании предпринята попытка теоретического обобщения эмпирического материала и комплексного анализа орнаментального искусства с целью выявления его видовой специфики.
Противоречивость взглядов современного теоретического искусствознания на видовые особенности искусства орнамента, природу его образности, характер идейно-художественного содержания во многом обусловлены спецификой самого феномена, многообразием его проявлений, материального претворения и функционирования. Попытки видовой локализации орнамента в системе искусств затруднены целым рядом факторов.
Емкие полисемичные образы орнамента не поддаются однозначной интерпретации, часто являются вербально непереводимыми. Орнаментальные изображения отличаются концентрированной смыслосодержащей и смыслообразующей конкретной формой выражения, и передача смысла другими средствами чаще всего затруднена или невозможна, что значительно осложняет исследование художественного образа. В ходе исторического развития многие орнаментальные мотивы и композиции, утрачивали первоначальный смысл, подлежали переосмыслению в новом контексте.1 В связи с этим определение происхождения многих образов и их интерпретация требуют привлечения косвенных источников изучения.
1 «Французский археолог А.Брсйль, - пишет Формозов A.A., - проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалсолнтическом искусстве Западной Европы - от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка. Немецкий этнограф Карл фон ШтеПнен с удивлением рассказывал, что у индейцев Южной Америки узор, напоминавший ему разводы на шкуре змеи, почему-то ассоциировался со свиньей, а начертания иного рода - с летучей мышью, аллигатором и т.д.». (Формозов A.A. Памятники первобытного искусства на территории СССР. - М., 1980.-136с., ил. - с. 81).
значения.53 Отдельную область составляют орнаменты, тесно связанные с технологией изготовления предмета. (Илл.№3) Широко распространены орнаменты, которые выполняют те же функции декоративной обработки поверхности, как и фактура. (Илл.№4) В ряде случаев орнамент собственно и представляет этот предмет, поэтому крайне сложно отделить образ вещи от образности орнамента (например, кружево, ажурное литье, прорезная резьба, вязание, плетение и т.д.). (Илл.№5).
Нельзя не отметить и орнаментальные композиции, занимающие пограничное положение между собственно орнаментом и другими видами изобразительного искусства, решающие более глубокие художественные задачи и создающие крайне сложные образы. Таковы, например, гротески, безраппортные композиции, орнаментальная гравюра, тяготеющие по своей художественной структуре к станковым формам. Интерпретация такого рода произведений требует внимательного и тщательного анализа, более тонкого подхода с учетом их двойственной природы. (Илл.№6)
Часть описанных выше явлений соотносятся с понятием «узор»,54 который по степени простоты и крайне малой содержательности часто считается противоположностью орнамента. Эту разницу чутко уловил О. Мандельштам. Рассуждая об образности поэтической речи, он проводит параллель между искусством поэзии и орнаментом, противопоставляя то и другое узору, «ибо узор есть тот же пересказ». «Орнамент строфичен, -пишет он, - узор строчковат».55 Померанцева H.A. продолжает эту мысль: «суть орнамента заключается в том, что он несовместим с пересказом или украшением».56
53 Некоторые орнаментальные мотивы используются как сильные обереги в предметах ритуального назначения. Например, полянды на похоронных коврах туркмен, мотив карга термск («когти ворона») в искусстве киргизов, четырехлистный клевер - у карел, восьмиконечные звезды - в орнаменте латышей и т.д.
54Узор определяется кзк «неизобразительнос украшение поверхности предмета, сооружения»; декоративный эффект узора создастся сочетаниями линий, пятен, света и тени, различных цветов. - см. Аполлон. Изобразительное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. / под ред. А.М.Кантора. - М., 1997. - 736 с. - с. 625
55 Мандельштам О. Разговор с Данте. // Избранное/ Состав, автор предисловия и комметч Невлер n.M.-М., 1991.-480 с.-с. 220-276.-с. 222
56 Померанцева H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.-255с.-с. 90
1.1 Отношение искусства орнамента к действительности
1.1.1 Предмет искусства орнамента
Предметом орнаментального искусства является действительность в ее эстетическом богатстве. Орнамент - это образная идея, художественный феномен, выражающий свое отношение к явлениям действительности, собственное специфическое представление о взаимоотношениях человека и природы, человека и окружающего мира, собственными средствами воспроизводящий картину мира. Образы орнамента, отличающиеся эстетической полифонией, представляют многообразие мира в его единичных проявлениях и универсальных законах.
Круг отображаемых объектов и свойств реальной действительности, природных и жизненных явлений и феноменов, которые воплощаются и могут воспроизводиться в орнаменте, отличается от тех, которыми оперируют другие виды изобразительного искусства, например, живопись или скульптура. Он, с одной стороны, - уже (орнаменту, например, неподвластны образы внутреннего мира человека, его индивидуальности, психологические характеристики, орнамент как искусство «утверждающее» не ставит проблем), с другой - значительно шире.
Отмечая глубокую духовную суть орнаментального изображения, силу впечатления, которое оно производит, Флоренский П.А. писал: «...был бы слишком поспешен вывод о беспредметности орнамента, ибо предмет, в смысле трансцендентного изображению - изображаемого содержания вовсе не должен непременно быть одним из чувственных образов природы. Ведь наряду с чувственными образами и над ними существуют также не чувственные, но вполне реальные типы и виды соотношения между собою чувственного, ритмы и закономерности чувственного (а также и сверхчувственного), сами уже не представляющиеся чувственными образами. Эти ритмы бытия, законы мировой жизни и типы конкретности вполне могут быть предметом, выражаемым или передаваемым посредством художественного