Ви є тут

Национально-романтический пейзаж конца XIX - начала XX века в творчестве Фердинанда Рущица

Автор: 
Колесникова Татьяна Анатольевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176442
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
I. НАЦИОНАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ КАК ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ 18
1. Проблемы определения и типологии национально-романтического пейзажа 18
2. «Дух Севера» в неоромантическом морском пейзаже 25
3. Поиски национального поэтического идеала в усадебном пейзаже. Основные метафоры 32
4. Архитектура и национальная история в городском пейзаже 59
II. ПЕЙЗАЖ Ф. РУЩИЦА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ 72
1. Становление зрелого пейзажного стиля в творчестве Рущица (1890 - 1898) 72
2. Рущиц как представитель национально-романтического направления в польском искусстве на рубеже XIX - XX веков (1898 - 1908) 77
3. Национально-романтические искания Рущица в первый и второй виленскис периоды (1909 - 1934) 96
III. НАЦИОНАЛЬНО-РОМАНТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА ПЕЙЗАЖНОЙ СРЕДЫ В ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕКОРАЦИЯХ И В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ Ф. РУІЦИЦА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ 120
1. Образ Родины в театральных эскизах Рущица 120
2. Природа и история в национальном аспекте. Пейзаж в книгах, оформленных Рущи-
цем 145
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
ПРИМЕЧАНИЯ 170
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 184
ИЛЛЮСТРАЦИИ 198
СПИСОК ИЛЛЮСТАЦИЙ 272
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Творческая биография Ф. Рущица 278
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Каталог произведений Ф. Рущица 284
ВВЕДЕНИЕ
Пейзаж конца XIX - начала XX века является одной из интереснейших страниц истории изобразительного искусства. Он не только несет на себе печать эпохи, являясь результатом воздействия множества невидимых, но довольно сложных социально-исторических процессов, но и концентрирует существенные результаты художественных поисков своего времени, играя в общем процессе развития искусства рубежа XIX - XX веков во многом ведущую роль.
Являясь отражением общих художественных процессов конца XIX - начала XX века, развитие пейзажа отличалось сложностью и противоречивостью. Характеризуя особенности польского искусства конца XIX - начала XX века, В. Ющак отмечает «...соединение различных, ранее появившихся и взаимно противоречащих направлений в искусстве, которые в этом новом синтезе взаимно дополняют и обогащают друг друга, часто даже не утрачивая своих определенных, индивидуальных черт, приводящих к явным конфликтам в рамках одного произведения».1
И до сих пор в обширной литературе по истории искусства рубежа XIX - XX веков существует целый ряд различных трактовок наследия этой эпохи, во многом взанмопроти-ворсчащих.2 Об этом говорит обилие определений, стремящихся дать те или иные идейно-художественные рамки рассматриваемому периоду. Одновременно употребляются но отношению к одним и тем же явлениям такие наименования, как «модернизм», «новое искусство», «искусство рубежа XIX - XX веков», «неоромантизм», «национальный романтизм» и особо популярное в последнее время «символизм».
Поэтому и сегодня многие проблемы становления, развития и функционирования пейзажного жанра на рубеже XIX - XX веков остаются еще не решенными, а, следовательно, актуальными. Среди них - проблема национально-романтического пейзажа, как историко-художественной категории. Эта проблема представляет собой сложную совокупность вопросов, затрагивающих его проблематику, его соотношение с западноевропейской культурой и национальными традициями, его связь с политикой и идеологией, особенности творчества ведущих мастеров.
Значение ее определяется тем, что проблема национально-романтического пейзажа является составной частью общей актуальнейшей проблемы искусствознания - «национального» в искусстве. Кроме того, сама проблема национального романтизма рубежа XIX - XX веков - явление еще мало изученное. Несмотря на постоянно увеличивающееся в последнее
зо
ской стихии: слегка волнующееся море может в любой момент превратиться в сильную и грозную стихию.
Другим основным элементом эмоционального содержания картины является небо, занимающее большую часть полотна. Важность процессов, происходящих там, подчеркивает и низкая линия горизонта. С помощью широкого, свободного письма Рущиц довольно материально и осязаемо передал состояние воздуха над морем, разнообразие и богатство форм серо-розовых клубящихся облаков, чуть измененных в цвете и создающих впечатление некой а-реальности натурного пейзажа. Антитеза пасмурного неба и водной стихни создают неспокойное настроение, ощущение предчувствия грозы. Это своего рода готовая разразиться «романтическая буря».
Художник достиг предельного понимания в изображении стихий неба и моря и все процессы, происходящие в природе, он подчинил своему представлению о них. Он не показывает ничего загадочного, но и ничего второстепенного, никаких деталей, оставшись лаконичным в своем духовном общении с морем. Нарастает связь между состоянием моря и внутренним миром человека. Передавая человеческие эмоции, автор одновременно верит в могущественные силы природы, в недоступность и обособленность ее существования.
Приведенные примеры, несмотря на явную романтизацию морских образов, мы вряд ли можем назвать подлинно национальным пейзажем. На первый план выходит подчеркивание характерных черт Балтийского пейзажа. Ни о каком продолжении национальной традиции или отражении в работах национального характера речь не идет.
Одним же из вариантов выражения «национального» в морском пейзаже стало использование геральдических и аллегорических образов, что было характерно для всего польского искусства того времени. Ярким примером может служить работа Рущица «N00 тедеИиг» (1904-05, илл. 25). В центре внимания зрителя оказываются не бушующие волны морской стихии, а высоко поднятый над ними золотисто-красный ковчег с развевающимися парусами.
Необычайное чувственное единство между пластическим символом и мыслью, образом и содержанием позволяло донести идею до современного ему зрителя-соотечественника. Это произведение считают одним «із самых символичных в творчестве Рущица. Но возможно ли рассматривать «Ыес те^йиг» в рамках символизма?
Вообще, границы между такими художественными явлениями как романтизм и символизм настолько зыбки, что превращение одного образа в другой происходит не затруднительно. Вот и в данном произведении мы видим художественное воплощение идеи, опосре-
31
дованное ее выражение в иносказательном предмете, что характерно для символизма. В облике корабля закрепляется переносный смысл вселенского содержания - страдания польского народа. В пользу этого мнения свидетельствуют эскизы, на которых изображен герб Польши - двуглавый орел на носу корабля. По политическим мотивам Рущиц в окончательном варианте убрал его, но это не изменило ни сути произведения, ни восприятие его современниками. Так, М. Лимановский сравнивал призрачный корабль с Ноевым Ковчегом, упавшим с неба и плывущим по морю в неизвестное, символизирующим доброе знамение о том, что он не будет втянут в морскую пучину, во владения чудовищ Амфитриона.24
В то же время здесь логическая доминанта не превалирует над эмоциональной, духовной, что свойственно романтическому типу образности. Символизация образа происходит через гиперболу и метафору. Так, морская стихия выступает как фантастическая среда, символ бессознательной энергии, представляющей опасность, таящей угрозу потопления и гибели, некое условное обозначение, несмотря на вполне достоверный характер: когда Рущиц писал море, он опирался на свои морские пейзажи, написанные еще в Петербурге/5 Гипербола усиливает значение доминирующего предмета - корабля, и придает ему, помимо его смысла, еще смысл иносказательный.
Романтизация образа происходит и за счет интенсивного диалога тьмы бушующего океана и света, выступающего в виде феерических звезд и огненного луча, пробивающегося сквозь кольцо тяжелых туч. Этот мотив, подхваченный во французской живописи Орловским, по замечанию Светлова, был одним из самых популярных в польской романтической живописи. Он приводит примеры использования контрастных отношений света и тьмы в творчестве П. Михайловского, А. Герымского, художников академического романтизма. По его мнению, в период символизма полярность света и тьмы была наиболее обнажена. Выбор светлого или темного начала «определял тональность художественных образов, их философию, ощущение неотвратимости надвигающейся гибели или ожидание светлый дней».26 Рущиц же использует традиционный романтический контраст темной пучины - предвестницы гибели и освещенного корабля, оставляющего надежду на спасение.
При создании «мятежного» образа Рущиц лепит форму отдельными мазками, основное внимание уделяя цветовым сочетаниям: гармонии красного с серым и золотым с добавлением ультрамарина в нижнем левом углу. Это одно из самых энергичных по живописи, открытых по фактуре и интенсивных по почти декоративным цветовым сочетаниям работ художника.