Ви є тут

Ночной пейзаж в западноевропейской живописи XVII века

Автор: 
Костыря Максим Алексеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176473
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
ВВЕДЕНИЕ______________________________________________3
Постановка проблемы................................3
Историографический очерк...........................6
ИСТОКИ НОЧНОГО ПЕЙЗАЖА ХУН ВЕКА______________________16
Италия............................................16
Нидерланды........................................30
Германия..........................................46
Тема ночи в культуре ХУЛ века.....................50
НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА---------------------------------------61
ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА____________________________________75
ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА____________________________________85
ФЛАМАНДСКАЯ ШКОЛА ...................................92
ГОЛЛАНДСКАЯ ШКОЛА-----------------------------------112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________132
ПРИМЕЧАНИЯ________________________________и_________135
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ХУДОЖНИКОВ..........................„164
3
I labet mundus iste noctcs suas et non paucas.
Bernhard de Clairvaux У этого мира есть свои тёмные ночи, и их много.
Бернард Клервосский
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы
Предметом настоящего исследования послужил ночной пейзаж в западноевропейской живописи XVII века. Под ночным пейзажем мы понимаем такие произведения, в которых изображение ночной природы является доминирующим мотивом картины или (в избранных случаях) шрает в ней важную для общего понимания роль. Утренние и вечерние пейзажи выходят за рамки данного исследования, так как, по нашему мнению, примыкают к дневным видам, и должны рассматриваться вкупе с последними.
Изображения ночи, появляющиеся в европейской живописи в XIV—XV веках, без сомнения, были связаны с огромным интересом человека к познанию окружающего его мира. Вместе с тем, они отражают и иной уровень понимания человеком самого себя. Меняющие привычную точку зрения, немногочисленные по сравнению с другими картинами, ночные сцены позволяют нам глубже судить о внутреннем мире человека прошлых эпох, а также по-другому взглянуть на роль в его жизни религии, философии и науки.
Возникнув на заре Возрождения в рамках пейзажнотематической картины, данная разновидность пейзажного жанра переживает расцвет в XVII столетии. Ноктюрны появляются в творчестве многих живописцев различных национальных школ. Ночная природа вдохновила таких мастеров как Гверчино, Браувер, Рубенс, Рембрандт, Кейп, Лоррен на создание подлинных шедевров
15
замечая, что «творчество Эльехаймера при всей своей поэтичности проникнуто духом научного познания».53
Наиболее полно проблематика голландского ночного пейзажа освещена в работе Ю. А. Тарасова «Голландский пейзаж XVII века» (1983).54 В своих рассуждениях автор применяет комплексный метод, соединяющий в себе описательный, культурологический и частично структурирующий подходы. Особенно ценно замечание о влиянии на ноктюрн некоторых аспектов философии XVII века. Автор не только обстоятельно рассматривает многочисленные ночные пейзажи, созданные Рембрандтом, Кейпом и Пером, но и впервые в отечественной искусствоведческой литературе делает некоторые обобщающие выводы об этой разновидности голландского пейзажного жанра.
В последние двадцать лет тема ночного пейзажа почти не ^ привлекала внимания отечественных исследователей. Можно
отметить только две публикации, в которых затронут данный вопрос.
С.М.Даниэль в кнше «Картина классической эпохи» (1986) анализирует произведения Рубенса и Лоррена из эрмитажного собрания, касаясь, главным образом, вопросов композиционного построения.55 Ночные пейзажи Сальватора Розы рассматриваются в монографии М.И.Свидсрской «Искусство Италии XVII века. Основные направления и ведущие мастера» (1999).56 По мнению ангора, в таких работах можно найти как отзвуки гуманистической «ученой» традиции, так и свидетельства сдвига «в сторону мира народных поверий и представлений».57
#
*
16
НОЧНОЙ 11ЕЙЗЛЖ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ XIV—XVI
ВЕКОВ
Италия
Первая в европейском изобразительном искусстве ночная сцена появляется в творчестве итальянского живописца Таддео Гадди (упоминается с 1327—1366). В цикле росписей капеллы Барончелли флорентийской церкви Санта Кроче (1328—1334) художник создает ночное «Благовещение пастухам». Пейзаж — мощные скалы с одинокими деревцами — призван сьирать роль естественного окружения евангельских событий. Этой же цели посвящена и первая в истории живописи попытка воспроизвесги эффекты ночного освещения. Ослепительно сияющее облако вокруг ангела заливает пространство сцены ярким золотисто-белым светом. Этот мистический свет не дает теней, но ясно, что его появление в произведении — свидетельство восхищения художника реальным миром. Мастер старается показать, что, подобно земному свету, сила его небесного «собрата» ослабевает по мерс удаления от источника: ближние к ангелу скалы и листья деревьев выдержаны в белом тоне, а дальние — в охристо-коричневом. Хотя свет изображен еще достаточно жестко, в некоем «рваном ритме», заслуживает внимания сама постановка вопроса: убедительная передача светового потока в полной темноте. Кроме того, с помощью столь необычной для того времени трактовки освещения художник придавал событию яркую эмоциональную окраску, выступая, таким образом, в качестве своеобразного предшественника живописцев барокко.
Божественное сияние было главным источником света в ранних ноктюрнах (характерно, что другие источники света появляются в живописных ночных сценах только во 2-й половине XV века). Причина этого видится в реалиях средневековой культуры, в
41
41