Ви є тут

Гносеологические механизмы произведения искусства

Автор: 
Миркес Мария Моисеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
2004
Артикул:
176646
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ---------------------------------------------3
Глава 1. Гносеология художественного моделирования 11
1.1 .Познавательная сущность модели------------------14
1.2. Произведение искусства как модель---------------40
1.3.Познавательные возможности художественного моделирования------------------------------------62
Глава 2. Сущность художественной картины мира--------85
2.1. Гносеологическое и онтологическое представления
2.2. Понятие «картина мира»--------------------------106
2.3. Произведение искусства как художественная
картина мира------------------------------------126
2.4. Познавательные возможности художественной
картины мира------------------------------------147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-------------------------------------------173
БИБЛИОГРАФИЯ-----------------------------------------184
ПРИЛОЖЕНИЯ-------------------------------------------200
3
ВВЕДЕНИЕ
Акту альность темы исследования
Познавательная сущность искусства исследуется в рамках многих научных дисциплин - в теории познания, эстетике, культурологии, искусствоведении. В контексте познания искусство анализируется в теоретических трудах и самих мастеров художественного творчества. В современных исследованиях можно выделить несколько направлений.
Во-первых, общая теория познания определяет гносеологическую функцию искусства в качестве ключевой. Художественное познание выступает одним из аспектов универсальной познавательной деятельности человека и обладает тем же инструментарием, что и другие формы познания, прежде всего научное. Теория науки разрабатывает общие методы познания, которые в последние десятилетия активно переносятся в область искусствоведения, среди них одним из важнейших является моделирование. С помощью данного метода произведение искусства понимается как особая модель, и становится возможным использовать для анализа художественного творчества весь арсенал средств, накопленный в научном моделировании. Однако моделирование как инструмент деятельности редко используется практикующими искусствоведами - аналитиками произведений искусства и историками искусства - по причине недостаточной исследованности специфики художественных моделей и методологии их анализа.
Во-вторых, в западноевропейской и отечественной эстетике разрабатываются концептуальные понятия «художественное познание», «художественное моделирование», «художественное творчество», «искусство» и так далее. Однако зачастую их невозможно использовать в качестве основы для искусствоведческой методологии, поскольку содержание этих понятий предельно абстрактно.
20
Первый этап - построение модели (первый и второй шаги). Результатом этапа является завершенная модель - вещь или система V уравнений, которая может быть отчуждена от ученого, может существовать
вне его сознания, быть передана для экспериментирования другому исследователю.
Второй этап (3-4-5 шаги) - использование модели для исследования. Ученый (тот или другой - не важно, модель «освобождена» от создателя) проводит эксперименты с моделью как с вещью и буквально смотрит, какие
*
свойства проявятся. В модели реализуются (реально происходят) определенные изменения, которые можно четко зафиксировать глазом или прибором. На этом этапе модель становится средством познания, средством получения новых знаний об объекте. Обнаруженные результаты исследования модели экстраполируются на исследуемый объект согласно изоморфизму, построенному на первом этапе.
Затем возникает вопрос истинности полученных результатов, г поскольку всегда, как в случае с моделью биосферы, существуют два
варианта: либо свойства выделены не правильно и модель ошибочна, либо результаты экстраполяции истинны. Нацеленность познания на установление истины требует построения все более адекватного соответствия модели исследуемому объекту и, значит, все более точного соответствия знания объекту познания.
Следует ввести в рассмотрение и такой этап функционирования модели, как ее «потребление», когда рядовой человек с помощью модели решает уже не познавательные задачи в чистом виде, но удовлетворяет свои потребности (например, студент изучает новый материал, лектор демонстрирует некоторые закономерности на публичной лекции, коммуниканты используют схемы и зарисовки для обеспечения понимания и так далее).
21
Модель функционирует различным образом в зависимости от этапа

моделирования и взаимодействующего с ней субъекта. На этапе создания
* модели ее автор (ученый, художник или иной исследователь) использует
модель в качестве основного средства познания. Для пользователя (субъекта научного, художественного или иного профессионального сообщества) модель выступает в качестве источника технологических и методологических приемов моделирования и познания. Потребитель искусства, технических продуктов науки и т.д. с помощью модели решает определенный класс проблем, напрямую не связанных с познанием.
1.1.2. Свойства модели
После описания процесса следует вернуться к первичным определениям и уточнить свойства модели. Как уже говорилось, в качестве модели может быть выбран, вообще говоря, любой объект, удовлетворяющий двум требованиям:
1) изоморфность объекту исследования по всем свойствам, признанным существенными;
2) «простота» в том смысле, что про модель можно узнать нечто, что невозможно обнаружить при непосредственном изучении объекта.
Однако именно из сочетания этих двух требований следует очевидная сложность моделирования:
- с одной стороны, модель и изучаемый объект должны быть тождественны только по конечному числу свойств, остальные свойства могут различаться. То есть модель не тождественна объекту, поэтому
* экстраполяция может дать ошибочные результаты. Казалось бы, необходимо
стремиться к тому, чтобы модель по как можно большему числу свойств

была тождественна объекту. Но это приводит к постепенному усложнению модели и к противоречию со вторым требованием простоты. В связи с этим