Ви є тут

Театральный процесс и его организационные проблемы в современной России

Автор: 
Мошенский Александр Александрович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176673
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение
Содержание
Стр.
3
Глава 1.Театр в жизни общества_______________________________________________12
1.1 Роль искусства в жизни общества__________________________________________12
1.2 Социально-культурные функции современною театра__________________________25
1.3 Театральный процесс и способы его регулирования._________________________34
Глава 2. Театр в условиях рыночных отношений_______________________________50
2.1 Особенност и формирования театрального рынка и его инфраструктуры 50
2.2 Марксі инг и предпринимательская деятельность в театре__________63
2.3 Внутрнтеатрольная система управления___________________________________75
Глава 3. Государство и театр_________________________________________________89
3.1 Государственная культурная политика в театральной сфере__________________89
3.2 Система финансирования театров в современных условиях____________________98
3.3 Правовое регулирование в театральной сфере______________________________111
Заключение________________________________________________________________122
Список использованной литературы
131
3
Введение
4 Актуальность исследовании. Процесс демократизации общества и смена
экономической модели в России, происходившие с начала 90-х годов XX века, обусловили ряд изменений в художественной жизни страны. При этом одним главным из таких изменений, безусловно, следует считать формирование внутреннего художественного рынка. В этих условиях осуществлялось постоянное совершенствование механизма функционирования организаций культуры, в результате чего эти организации наконец-то обрели хозяйственную самостоятельность. Л ведь ещё совсем недавно этот вопрос являлся одним из фундаментальных, и в ф многочисленных попытках его решить было сломано не мало копий. Вместе с тем, достаточно ясно обозначились новые аспекты функционирования искусства и культуры, связанные е их местом в системе рыночных отношении, с необходимостью учёта присущих им особенностей в контексте общих проблем взаимодействия рынка и государства.
Так, сегодня в связи с глубокой дифференциацией общественного производства и продолжающимся углублением профессиональной специализации, очевидно, что современное в экономическом отношении государство в принципе может эффективно функционировать только при наличии как технически грамотного, так и продвинутого в культурном отношении населения. В этой связи, безусловно, нуждается в уточнении роль искусства в жизни современного общества.
Кроме того, формирующийся театральный рынок, предъявляя своп требования к театральному процессу, обусловил появление новых элементов своей инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести антреприз!.!, продюсерские центры, агентства по трудоустройству работников театральных профессий, театральные ярмарки. Эго, несомненно, требует соответствующего осмысления, ф При этом, очевидно, что в условиях театрального рынка и каждому театральному коллективу необходимо понять, на какого зрителя он работает, и тем самым найти на рынке своё место.
Глава I. Театр в жизни общества
1.1 Роль искусства в жизни общества
В настоящее время дефиниции, относящиеся к проблематике художественной культуры, жизни общества, трактуются по-разному. Что касается понятия «художественная культура», то по его поводу терминологические разногласия касаются частностей, а относительно главных признаков подавляющее большинство специалистов придерживается, в основном, сходной точки зрения. Так, в трудах отечественных специалистов получил признание взгляд на художественную культуру как меру и способ реализации сущностных сил людей в произведениях искусства и в художественной лсмюлмюсти по их созданию п восприятию (1). При этом искусство рассматривается как ядро, содержание художественной культуры. Другими словами художественная культура рассматривается как сложная система, функционирование которой включает в себя ряд этапов: создание художественных ценностей, деятельность различных институтов по их сохранению и распространению и Э1ан освоения художественных ценностей населением (2).
Под художественной жизнью общества, например, Ю.Перов понимает «область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, распространению и усвоению художественного сознания вместе с соответствующими отношениями и институтами», при этом в процессуальном отношении художественная жизнь распадается на художественное производство и художественное потребление (3). Краткое и, как представляется, более чёткое определение предложено Л.Сохором, который рассматривает художественную жизнь как процесс функционирования художественной культуры в конкретных социально-исторических условиях (4).
Искусствоведческие методы исследования художественной жизни общества, ставящие в центр анализа непосредственно искусство и особенности его воздействия на человека, являются важнейшими. Одиако ограничиваться только ими при
изучении художестве! 1Н011 жизни, очевидно, нельзя. А. Знсь высказал справедливую мысль, что при изучении художественных направлении искусства иные методы, кроме искусствоведческих, играют вспомогательную роль, но порой при исследовании отдельных вопросов художественной культуры ведущими оказываются, например, психологические, социологические и экономические методы (5). Так, М. Каган предложил системный подход к изучению искусства, согласно которому художественное производство и художественное потребление, как особым образом организованные социокультурные процессы, являются областью социологии искусства (6).
Действительно, задача изучения художественной жизни общества - это задача во многом социологическая. С целью её решения в настоящее время разработана теория социокультурной стратификации, ключевыми понятиями ко юрой являются «картина мира» и «субкультура» (7).
Понятию «картина мира» даётся следующее определение: «Основой картины мира, её « иссушим каркасом » является система ценностных представлении, но здесь важны также система их взаимосвязи и взаимное расположение на этой картине, их характер и « эмоциональная окраска» (8).
Картину мира можно представить в виде некоей суперструктуры, которую выстраивает любое общество и которая сопровождает каждого человека всю его жизнь. 13 этой супсрструктуре, по удачному замечанию Г.Гачева, отражены «целостность национальной жизни: и природа, и стихия, и быт, и фольклор, и язык, и образность поэзии, соотношение пространства п времени и их координат и т.п. -т.с. выявляется как бы набор, основной фонд национальных ценностей, ориентиров, символов, архетипов...» (9). Э.Фромм утверждал, что без «...определённым образом организованной и внутренне связанной картины мира и нашего места в нём - люди просто растерялись бы и не были бы способны к целенаправленным и последовательным действиям, ибо без неё не возможно было бы ориентироваться... Знаменательно, заключает он, что не было обнаружено ни одной культуры, в которой не существовала бы такая система ориентации» (10).