Ви є тут

Исаакиевский Собор: структурно-исторический анализ архитектурного памятника

Автор: 
Толмачева Наталия Юрьевна
Тип роботи: 
структурно-исторический анализ архитектурного пам
Рік: 
2004
Артикул:
177013
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава 1. Исаакиевский собор: структурные и семантические особенности архитектурного памятника.... 22
1. Собор в пространстве города.................................22
2. Экстерьер собора............................................27
3. Интерьер собора.............................................46
3.1. Анализ внутреннего устройства храма......................46
3.2. Особенности росписи главного купола......................61
3.3. Иконостас. Отличия от канонического устройства...........72
3.4. Витраж собора............................................79
4. Исаакиевский собор и традиции русской
и западноевропейской архитектуры...............................83
Примечания к Введению и Главе 1.................................113
Глава 2. Исаакиевский собор как памятник николаевской эпохи..............................................118
1. Политический аспект исторического анализа
Исаакиевского собора........................................ 118
2. Экономический аспект строительства архитектурного памятника...................................................123
Примечания к Главе 2............................................140
Глава 3. Восприятие Исаакиевского собора современниками.................................................141
1. Отзывы современников о Монферране.........................141
2. Мнения современников о соборе.............................154
2.1. Периодическая печать 1840—1858 гг. о соборе............154
2.2. Современники о строящемся храме........................159
2.3. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора 165
2.4. Пресса XIX в. о роли нового храма в жизни империи......176
2.5. Оценка современниками значения Исаакиевского собора
в культурной жизни России...................................180
Заключение.....................................................202
Приложения.....................................................205
Примечания к Главе 3., Заключению и Приложениям................222
Список литературы..............................................225
/
Периодическая печать.........................................236
Журналы.....................................................236
Газеты......................................................241
Полное собрание законов Российской Империи...................243
Архивные материалы............................................243
Глава 1.
Исаакиевский собор: структурные и семантические особенности архитекту рного памятника
... в здании заключается материал для многих объемистых томов, а нередко и сама всемирная история человечества.
В. Гюго. Собор Парижской богоматери53
1. Собор в пространстве города
Исаакиевский собор играет важную градообразующую роль в Санкт-Петербурге, собирая вокруг себя огромные пространства. Главные площади, расположенные вблизи храма, сливаются друг с другом: Дворцовая,
Адмиралтейская, Сенатская, Исаакиевская. Они и формируют центр города. Границей этой архитектурной композиции на севере является Нева, увеличивая и без того громадное пространство. Именно река делает его незамкнутым.
Равнинное пространство, окружающее Исаакиевский собор, подготавливает зрителя к восприятию высотного здания. Оно доминирует над всем близлежащим простором, являясь самым высоким сооружением на этом берегу Невы. Не случайно при Петре I церковь во имя св. Исаакия Далматского своим видом напоминала Петропавловский собор, (обе имели одинаковые колокольни с часами) — только ему она уступала по высоте54. Возникала своеобразная перекличка вертикалей в сложной композиции города. Главная река Санкт-Петербурга также подчеркивает пафосное появление силуэта
Исаакиевского собора. Строгай облик памятника в целом характерен для Петербурга. А пространство, непосредственно прилегающее к храму, должно рассматриваться как единый архитектурный ландшафт, определяющий целостность исторического центра города. Здесь образуется единство архитектурных сооружений, — невозможно потому было бы представить собор в иной части города. Панорама этого единого ансамбля призвана восхищать человека, впервые увидевшего центр Санкт-Петербурга. Столица, искусственно созданная, была изначально ориентирована на эффектное впечатление. И Исаакиевский собор является неотъемлемой частью этого замысла, определяя во многом силуэт всего Петербурга.
Издревле вокруг храма формировался не только сакральный, но и архитектурный центр города. Идея восхождения, приближения к Богу выражалась в том, что кафедральный собор строился в центре площади на возвышении, — хотя бы несколько ступеней ведут в церковь, оказывающуюся, таким образом, на некоторой высоте по сравнению с окружающими зданиями. А площадь воспринимается как большой пьедестал, служит подножием храма.
Исаакиевский собор имеет стереобат, который состоит из ступеней (в древнегреческой архитектуре их обыкновенно было три). Ступени широкие, не «под шаг» человека, требующие постепенно-медленного, плавного, вдумчивого вхождения в храм. Архитектурная форма помогает вызвать у верующего торжественно-религиозное настроение, сбивая человека с его привычного ритма. Но Исаакиевский собор являет собой нечто исключительное: он расположен в центре не одной площади, а огромного архитектурного ансамбля. Все пространство вокруг него подготавливает