Ви є тут

Творчество Филиппа Де Лассаля и русско-лионские связи в области торговли художественными тканями во второй половине 18 века

Автор: 
Лехович Татьяна Николаевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
282
Артикул:
177633
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................... 3
Глава I
Русско-лионские связи в области торговли художественными тканями
во второй половине 18 века........................... 24
Европейские ткани в России 17 - первой половины 18 века 27
Французские художественные ткани в России второй половины
18 века ....................................... 32
Иоганн Вейнахт....................................... 34
Организация торговли художественными тканями в 18 веке 43
Камиль Пернон ..................................... 45
Путешествие графа и графини Северных................. 62
Приложение I ............................................ 66
Приложение II ........................................... 68
Приложение III .......................................... 69
Глава II
Русские заказы в творчестве Филиппа дс Лассаля ................ 70
Творчество Филиппа де Лассаля
Ранний период. 1750-1760е годы .................... 79
Русские заказы. 1770е годы ........................ 86
Портреты .......................................... 86
Ткань с куропатками ............................... 92
«Чесменская» ткань ................................ 95
Ткань с изображением корзины с цветами и бантов 99
Ткань с павлинами и фазанами .............................. 101
Вышивки ................................................. 113
1780е годы ...................................................... 115
«Крымская» ткань .......................................... 116
I 790-1800е годы ................................................ 118
Глава III
«Стиль Лассаля» во французском художественном ткачестве
1780-1790х годов .............................................. 121
Заключение............................................................. 142
Прил оженне IV. Филипп де Лассаль. Каталог............................. 146
Словарь терминов ...................................................... 214
Библиография и архивные материалы.............................. 216
Список иллюстрации .............................................. 232
Альбом иллюстраций............................................... 237
ВВЕДЕНИЕ
Художественное ткачество - одно из древнейших и самых распространенных ремесел, без изучения и понимания которого невозможно представить общую картину декоративно-прикладного искусства, становления и развития новых орнаментальных форм и стилей. На протяжении последних веков лидирующую роль в этой отрасли художественного ремесла прочно заняли французские мастера, которым подражали остальные европейские, и даже восточные, ткачи. Узорные ткани не существуют сами по себе и прочно связаны с другими отраслями прикладного искусства и архитектурой - их использовали для украшения интерьеров, отделки мебели и экипажей, изготовления костюма. Столь широкое распространение этого материала способствовало росту спроса, качества, и как следствия, - цены. Драгоценные узорные шелка ручной работы, выполненные в небольших количествах по рисункам знаменитых художников, ценились наравне с ювелирными изделиями и были доступны только самым высокопоставленным заказчикам, которые в свою очередь стремились выбирать лучшее.
Имя лионского художника по тканям Филиппа де Лассаля (1723 -1804) - едва ли не самое известное в области истории узорных тканей. Без упоминания его произведений не обходится ни один труд по истории европейского ткачества или французского прикладного искусства 18 века. Его талантом восхищались, его работы получили самую высокую оценку современников и потомков, его стилю подражали последующие поколения художников, его шелка украшали самые роскошные дворцы Европы второй половины 18 века. О нем написаны книги и множество статей, ведущие художественные коллекции мира, среди которых Эрмитаж, гордятся наличием его произведений в своих собраниях.
известной, но малоизученной области деятельности лионских и парижских маршанов и фабрикантов.
Русская страница стала одной из важнейших в истории работы лионских мануфактур 18 века. На это неоднократно обращали внимание французские исследователи в каталогах выставок тканей28, особенно интересна в этом отношении статья Мари Бузар «Лионско-русские связи в свете архивных документов о лионских шелках 18-19 веков»29, написанная в результате работы автора в архивах Лиона.
До наших дней дошло немного весьма отрывочных свидетельств о контактах лионских шелкопромышленников и купцов с русским двором и знатью, история многих заказов сегодня представляется очень неполной и запутанной. Тем не менее, на основании сохранившихся до наших дней исторических документов, рисунков, фрагментов лионских шелков из русских и зарубежных коллекций может быть предпринята попытка ее реконструкции. Это необходимо для понимания не только закономерностей развития стиля и вкуса в европейском декоративноприкладном искусстве середины - второй половины 18 века, но тех процессов, которые влияли на формирование русского дворцового стиля эпохи рококо и классицизма.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ТКАНИ В РОССИИ 17 - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 18 ВЕКА
Торговля тканями между Россией и Францией началась значительно раньше рассматриваемого нами периода - в 17 веке. В лионских архивах
28 Например, в каталоге выставки “Soieries de Lyon. Commandes royales au XVIIIe s. (1730-1800)”.(Lyon, 1988) одна из вступительных статей посвящена русско-лионским художественным связям.
29 Bouzard Marie. Les relations Lyon-Russie, à travers les archives de soirie lyonnaise aux XVIIIe et XIX siècle.!I Cahiers d’histoire. - Lyon, 1990, Vol.XXXV, No 3-4, pp. 303-319.
сохранились документы, датируемые 1668, 1681 и 1687 годами, в которых описаны подарки, преподнесенные королем Людовиком XIV послам Московии. Там были кафтаны и роскошные ткани, затканные золотом и серебром. По видимости, в России пышные привозные бархаты, атласы и аксамиты охотнее использовались для изготовления парадной одежды, чем для декоративных целей. Их исключительно высокая стоимость препятствовала широкому распространению узорных шелков в убранстве интерьеров. Для холодного климата России больше подходило шерстяное сукно, а тонкие иноземные ткани рассматривались в качестве роскошного экзотического украшения дворцов и церквей. Помимо французских, в Россию привозили огромное количество итальянских и китайских шелков. Необходимо отметить, что до 17 века Россия была ориентирована, главным образом, на импорт восточных шелковых тканей, что было обусловлено культурной традицией и сложившимися связями.
Ткани были одним из основных товаров французских купцов, торговавших с Россией. Они доставляли шелка, шерстяные материи, хлопок и так называемые «нитяные» - т.е. льняные ткани, парчи, бархаты, кружева, вышивки и самые разнообразные галантерейные товары. В документах до 17 века французские ткани фигурируют крайне редко. Но уже в 17 веке правительство Франции рассматривало Россию как важного торгового партнера. В целях организации и укрепления постоянных экономических связей с Россией, по указу Кольбера, в 1669 году во Франции была основана Северная Кампания, которая получала от французского двора финансовую поддержку.
После провозглашения Нантского Эдикта, в конце 17 - начале 18 веков многие французские ткачи уехали за границу, где их охотно принимали при своих дворах европейские монархи и аристократы. Опыт, мастерство и вкус, воспитанные на протяжении многих поколений были теми исключительными качествами французских эмигрантов, чей труд