Ви є тут

Кристина Робертсон и русско-английские художественные связи в первой половине XIX века

Автор: 
Ренне Елизавета Павловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
177844
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Обзор литературы. 7
Глава I.
Творчество Кристины Робертсон до приезда в Россию. 16
Глава II.
Англичане в Петербурге в первой половине 19 века. 41
Глава III.
Первый приезд Кристины Робертсон в Россию. 1839-1841. 67
Глава IV.
В Лондоне (1841-1847). Возвращение в Россию (1849-1854). 92
Заключение. 113
Примечания. 121
Список использованных архивных документов. 137
Список использованной литературы. 140
Приложение. Каталог произведений К.Робертсон. 158
3
Введение
Имя некогда очень популярной британской портретистки Кристины Робертсон (1796—1854), пользовавшейся огромным успехом в 1820-Х-1850-х годах в Лондоне, Париже и Петербурге, работавшей при дворе Николая I в 1839-1841 и 1849-1854. оказалось почти забыто во второй половине XX века, как в Англии, так и на континенте.
Несколько обстоятельств послужили тому причиной. Кристину Робертсон забыли в Британии, где она не появлялась последние пять лет своей жизни, а ее произведения с момента их создания находились в частных труднодоступных собраниях (1). Художница умерла в 1854 году далеко от родины, в Санкт-Петербурге, в год объявления Крымской войны, до предела обострившей русско-британские отношения. Многие англичане и шотландцы, проживавшие и работавшие в России десятилетиями, вынуждены были тогда покинуть гостеприимную дотоле страну. Портретистка закончила свои дни в безвестности, лишившись покровительства императора и благосклонности заказчиков, хотя ее многочисленные произведения продолжали храниться в домах русской знати, откуда лишь после революции стали переходить в собрания музеев Москвы и Ленинграда. Они оказались разбросанными по огромной территории бывшего Советского Союза, и находятся сейчас в Симферополе, Ставрополе, Воронеже, Краснодаре, Омске, Самаре, Ташкенте, Алма-Ате, зачастую утратив имена как автора, так и модели.
Исследованию творчества Кристины Робертсон в советское время не способствовал и тот факт, что она была придворной портретисткой и работала для императорской семьи и высшей
последующих поколений В портретах Сандерса увлечение ван Дейком заметно не только в стилизованных под XVII век костюмах, но и в позах персонажей, и еще более в колорите. Особенно ярко оно проявляется в его пристрастии к насыщенным кирпично-красным и желтым оттенкам. Сочетание насыщенных тонов золотистой драпировки и красной скатерти с зелеными оттенками фона и бархатного платья Елизаветы и лиловато-коричневого платья Клементины в миниатюре Робертсон вполне типично для творчества ее дяди. Можно предположить, что этой самой ранней из дошедших до нас работ Кристины предшествовало кропотливое обучение, длительное копирование произведений Сандерса и даже совместное творчество, возможно, в отделке драпировок, тканей, мелких деталей. Удивляет ее уверенный, точный мазок, с замечательной тонкостью и законченностью передающий нежные детские лица, шелковистые волосы, кружева, бархат и искусно выписаны цветы. Букет в вазе, роза, лежащая на столе, цветок в руке - детали, которые часто и с любовью будет использовать художница в женских портретах на протяжении всей своей жизни. В данном случае розовый бутон, как будто только что приколотый Елизаветой к платью старшей сестры, является удачным живописным и смысловым приемом. Он как чистая доминанта в аккорде, заставляет ярче звучать бледно-розовые, лиловые, зеленые оттенки. В то же время, благодаря такому простому и естественному мотиву, композиция обретает цельность и безыскусственность.
Любопытно, что портрет Клементины и Елизаветы Драммонд Баррелл подписан: C.Robertson. 1819, хотя Кристина Сандерс вышла замуж только в 1822 году. Это странное несоответствие, возможно, объясняется тем, что имя художницы могло быть дописано позднее, когда в 1823 году она, уже будучи замужем, впервые представила пять своих работ на выставку в Королевскую академию. Портрет дочерей
24
графа Перта, включенный в их число, говорил о высоком статусе клиентов художницы. Жена графа занимала в светском лондонском обществе высокое положение. Она была членом клуба Олмак, одного из самых престижных женских клубов конца Х\/Ш-Х1Х веков, и даже входила в его правление. Ее покровительство могло способствовать получению новых выгодных заказов и успешной карьере.
К ранним произведениям Кристины Робертсон относится "Автопортрет”, переданный в Музей Виктории и Альберта в 1940 году ее правнучкой (Кат. № 3). Это произведение представляется чрезвычайно важным для творчества художницы: в нем она
декларирует свое право на профессию. Кристина Робертсон изображает себя в процессе творчества. В левой руке у нее лист бумаги, положенный на деревянную дощечку, в правой - кисточка, опущенная в воду. Рядом на столе маленькая палитра и карандаш, которым она уже, вероятно, сделала первоначальный набросок. Ее взгляд сосредоточен, весь ее облик преисполнен серьезности и достоинства. Ничто не отвлекает внимание зрителя от образа, создаваемого намеренно скупыми средствами. Используемая цветовая гамма очень сдержанна и гармонична, фон предельно прост - традиционная драпировка почти сливается со стеной оливкового цвета, украшением которой является чуть намеченный
геометрический орнамент архитектуры. Единственным ярким пятном, приковывающим взгляд, является красная скатерть, благодаря чему зритель не пропускает важные смысловые детали - палитру, баночку с водой, карандаш. Точка зрения снизу придает изящной женской фигуре значительность и монументальность.
"Автопортрет” не датирован, но судя по костюму с завышенной талией, мода на которую прошла к 1822 году, он не мог быть написан позднее. Кольцо на левой руке означает, что Кристина запечатлела себя после обручения. 23 мая 1822 года она сочеталась браком с