СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 6
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЗАКОНОВ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
КОСТЮМА............................................... 11
1.1. Схема процесса художественного проектирования
костюма........................................... 12
1.2. Анализ основных направлений и методов структурно-
геометрического формообразования.................. 16
1.2.1. Понятие структуры формы костюма............ 19
1.2.2. Трансформация и комбинаторика в процессе структурно- геометрического формообразования. 24
1.2.3. Модуль и модульный мегод в теории проектирования коепома............................ 31
1.2.4. Проектнвографическнй метод построения сфуктурно-геомегрических объектов................. 39
1.3. Анализ взаимосвязей мегодов 213 и 30 проектирования
одежды с использованием компьютерных технологий.... 42
1.3.1. Способы представления поверхности тела человека в автоматизированном проектировании... 45
1.3.2.Анализ способов получения плоских разверток трехмерных объектов............................... 49
ГЗ.З.Споеобы формирования электронного эскиза при
30 проектировании............................ 55
Выводы по главе 1............................................... 60
2
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПОВ ГАРМОНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-КОСТЮМ» С ПОЗИЦИИ СТРУКТУ РНО-ГЕОМ ЕТРИ Ч ЕСКОГО
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ..................................... 62
2.1. Золотое сечение как основная закономерность гармонии
пропорций в искусстве............................ 63
2.1.1 .Развитие идеи гармонии «золотого сечения» 63
2.1.2.Математические свойства золотой пропорции и
рядов Фибоначчи............................. 65
2.2. Проектные и канонические системы формообразования.................................... 68
2.2.1. Древнсегпиегский канон.................... 69
2.2.2. Древнегреческий канон..................... 70
2.2.3. Европейский канон......................... 73
2.2.4. Древнерусский канон....................... 76
2.3. Определение модуля как основной гармонической единицы костюма..................................... 84
2.4. Разработка принципов гармонических зависимостей системы «человек-костюм»............................ 91
2.4.1. Анализ современных систем гармонического формообразования в костюме....................... 91
2.4.2. Разработка гармонической пропорциональной
сетки основе аддитивных рядов золотого сечения. 96
Выводы по главе 2............................................. 107
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА АВ ТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОСТРАНСТВЕННО-ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА НОВЫХ ФОРМ КОСТЮМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОГО ПРОЕК ТИРОВАНИЯ 109
3
рациональности геомегрических построений [З, ІЗ, 16].
Геомеїрическое формообразование возникло как принципиально бездекоративная система, обнаруживавшая структуру предмета, его очертания (силуэт) и чистоту поверхности [14]. В основу визуальной выразительности изделия положено разнообразное сочетание простых геометрических форм. Геометрическая концепция формообразованизЬкрайнее ^ воплощение идеи «искусственной среды», опирающейся в своих формах на матсматнко-геомстричсскнс представления и закономерности. Этот мир «чистых», «отвлеченных», «универсальных» форм в архнтекгуре, дизайне зі искусстве всегда противопоставлялся миру реальной природы [15, 21, 22].
Геометрические идеи формообразования впервые заявили о себе в изобразительном искусстве начала XX века. Живая геометрия нарисованных от руки плоскостей и плоских геометрических форм в супрематических композициях К.С. Малевича, геометрия пространстве!шо расположенных и переплегавшихся плоскостей в контррсльсфах В.Є. Таглина, живописная архитектоника Л.С. Поповой, однозначная и технически точная геометрия линии, оставленной чертежным инструментом в работах Л.М. Родченко и В.Ф. Степановой - все это составляет огромное наследие, которое определило дальнейшее развитие декоративно-прикладного искусства, и^ в частности костюма [21-25].
Традиция моделирования кос нома и рассмотрения вопросов формообразования на плоских і'еометризированньїх моделях-силуэтах восходит к 1920-м годам и наиболее полно выражена в эскизах (рис. 1.2.) и тезисах Н.П. Ламановой. «В целях наилучшего построения костюма надо мысленно делить данную фигуру на геометрические формы, чтобы представить себе ее настоящий силуэт. Переводя эту фигуру на плоскость, рисуя сс, мы должны рассматривать се как ряд плоскостей. И если эти плоскости вследствии недостатков данной фигуры непропорциональны, то путем деления этих плоскостей другими различными но форме плоскостями
17
пн/шта
и» сагшятснага С*КН*
Рис. 1.2. Логически упрошенное построение костюма 1920-х годов (Н. Ламанова) [25].
18
- Київ+380960830922