ВВЕДЕНИЕ: Актуальность, цель и задачи исследования________________
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ АЭРАЦИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ_______________________
§ 1. Структура воздушного пространства крупного города и его
аэрационный режим_________________________________________
§ 2. Существующие исследования аэродинамических характеристик
жилой застройки____________________________________________
§ 3. Аэрационный режим системы благоустройства и озеленения______
§ 4. Типы развития и реконструкции жилой застройки______________
§ 5. Социально значимые компоненты благоустройства_______________
§ 6. Аэрационный режим в системе градостроительного
планирования______________________________________________
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
ГЛАВА И. ВЕТРОВОЕ ЗОНИРОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ
ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ____________________________________
§ 1. Влияние сезонов на ветровое зонирование территории жилой
застройки_____________________________________________
§ 2. Влияние пятиэтажной жилой застройки на существующий
аэрационный режим_________________________________
§ 3. Аэрационный режим жилой застройки в зависимости от типов
развития и реконструкции______________________________
§ 4. Воздухопроницаемость жилой застройки___________________
§ 5. Закономерность изменения и расчет параметров ветрового
зонирования жилой застройки___________________________
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ГЛАВА III. СОВОКУПНЫЕ ЗАСТОЙНЫЕ ЗОНЫ ВОЗДУХА И
ЗОНЫ КОМФОРТА НА ЖИЛОЙ ТЕРРИТОРИИ__________________
§ 1. Оценка и подход к исследованию аэрационного режима жилой
застройки и её системы благоустройства___________
§ 2. Ветровое зонирование социально значимых компонентов
благоустройства_______________________________________
§ 3. Относительная площадь комфортных зон для благоустройства_ § 4. Резервы территории с комфортными условиями аэрации для
размещения объектов системы благоустройства___________
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III
ГЛАВА IV. МЕТОДИКА РАСЧЕТА АЭРАЦИОННОГО РЕЖИМА ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ______________________________________________
§ 1. Учет аэрационного режима при градостроительном
планировании__________________________________________
§ 2. Система сбора и обработки информации о аэрационном режиме
жилой застройки_______________________________________
§ 3. Методика расчета аэрационного режима жилой застройки при развитии и реконструкции _________________________________
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Библиографии_______________
Приложение
В качестве объективного критерия степени шероховатости используются высота обдуваемого объекта Я и параметр шероховатости Zo в м.
Под параметром шероховатости имеется в виду условная высота, на которой скорость воздушного потока при заданной функциональной зависимости от высоты (объекта) обращается в нуль. Задача заключается в том, чтобы на основе данных загородной метеостанции по ветровому режиму в зависимости от рельефа местности или крупных городских сооружений (макрошероховатости) рассчитать фактическую скорость ветра над территорией в зависимости от планировочной структуры и характера застройки (мезошеро-ховатости) города. При этом территориально город, включая пригородную зону, разделяется на четыре переходные зоны, в пределах которых трансформируется воздушный поток.
Первая переходная зона находится в пригородной части перед застройкой, средняя высота которой Я, ширина зоны 17- 18 Н, средний коэффициент трансформации т2 на расстоянии 10 Я от застройки составляет 0,85 - 0,9 и снижается до 0,3 на расстоянии Я перед застройкой. Непосредственно у границы застройки скорость несколько возрастает.
Вторая переходная зона находится за застройкой, в пределах ее ширины 34 - 36 Я, коэффициент трансформации т2- 0,85 - 0,9, а за ее пределами снижается до 0,7 - 0,75.
Третья переходная зона находится у границы подветренной стороны застройки, в пределах которой не наблюдается существенных изменений в скорости воздушного потока.
Четвертая переходная зона находится за границей застройки, ширина ее составляет 20-25 Я, в пределах которой воздушный поток, трансформируясь до средней величины т2=0,7 на выходе, постепенно выравнивается до начальной (полевой) скорости за городом.
Исследование аэродинамических характеристик отдельно стоящих зданий.
Наиболее изученной областью строительной аэродинамики является взаимодействие воздушного потока с отдельно стоящим зданием. Так, Ретте-ром [93] был впервые применен метод конформных отображений для построения профиля обтекания воздушным потоком промышленных зданий. Там же и Серебровским Ф.Л. [105] для описания движения воздушного потока вокруг здания был использован метод источников и стоков. Вулис Л.А. [22] для количественной оценки размеров вихревой зоны (необходимых при определении распределения вредных примесей за зданием) применил метод наложения потоков. Все вышеуказанные работы, возможно, применить для аналитического описания движения воздуха за отдельно стоящим зданием. Эти методы дают лишь приближенное решение при турбулентном движении воздуха, которое обычно имеет место в натуре.
Э.И.Реттер впервые предложил выразить геометрические параметры зданий и расположение исследуемой точки на поверхности ограждающих конструкций через безразмерные критерии и затем по результатам экспериментов установил зависимости значений коэффициентов давления от этих критериев, формулы (1.1, 1.2):
/тт+п
2 • 7 _
' Н’-Е,/ (1.1) ^ = (,.2)
где Н, Ь, В - соответственно высота, длина и ширин здания, м; в, х - характер-
ные размеры, определяющие положение рассматриваемой поверхности здания или его сечения, м; гп, п - показатели степени, определяемые экспериментально.
Результаты исследования скоростных полей вокруг зданий обычно представлены в виде линий равных скоростей - изотах с фиксированием направления движения воздушного потока в точках пространства скоростного поля, а также при помощи нанесения на план размеров ветровой тени за зданием.
Результаты этих работ легли в основу раздела рекомендаций "Оценка микроклимата застройки", разработанных в ЦНИИП Градостроительства [85]. В данных рекомендациях также предлагаются формулы (1.3, Ь4) для определения глубины 1 и площади Б зоны оптимальных скоростей за зданием:
- Київ+380960830922