Ви є тут

Система объектов монументальной пропаганды в структуре исторического города

Автор: 
Волков Михаил Михайлович
Тип роботи: 
ил РГБ ОД 61
Рік: 
0
Артикул:
531907
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ГЛАВА I. Основные концепции решения вопросов монументальной пропаганды............................. 12
1.1. Этапы реализации ленинских идей монументальной пропаганды в градостроительстве. . . 12
1.2. Существующая практика размещения произведений монументально-декоративного искусства. . 21
1.3. Обоснование комплексного подхода к решению вопросов монументальной пропаганды в градостроительстве ......................................... 30
ГЛАВА П. Городское пространство как среда размещения объектов монументальной пропаганды и благоустройства . . -я' ...................... 39
2.1. Градостроительные и функциональные характеристики объектов монументальной пропаганды
и благоустройства ............................. 39
2.2. Особенности формирования системы монументально-декоративных решений в составе отдельного фрагмента городской среды .................... 48
2.3. Основы построения концептуальной схемы комплексного художественного решения.............. 68
ГЛАВА Ш. Методика размещения объектов монументальной
пропаганды и благоустройства .................. 79
3.1. Факторный анализ городской территории ... 79
3.2. Принципы планировочной организации и тематического зонирования......................... 97
3.3. Рекомендации по построению генеральной схемы комплексного монументально-декоративного и художественного решения города................ ЮЗ
ЗАКЛЩЕНИЕ................................................ 120
БИБЛИОГРАФИЯ............................................. 124
ИЛЛЮСТРАЦИИ, табл. ГМ 1-29............................... 131
3.
Начиная с 12 апреля 1818 г. - дня принятия декрета ”0 памятниках Республики", предложенного В.И.Лениным, осуществляется целеустремленное развитие советского монументального искусства Г 2.1 J. Первые послереволюционные годы вызвали к жизни новые специфические монументально-декоративные формы, играющие активную роль б жизни общества. Ленинский план монументальной пропаганды явился программой всестороннего в за имоувя заняого архитектурно-художественного освоения городской среды, и представляет собой выходящую далеко за пределы создания монументальных произведений продуманную систецу идейно-образного взапмопроникно-венш .духовной п материальной культ;уры. Нет такой сферы деятельности, где советский человек не соприкасался бы с произведениями искусства [ 1.4.83,/. В век научно-технической революции роль искусства особенно возрастает. Монументально-декоративное искусство и художественное творчество призвано выполнять высокую миссию - быть посредником между урбанизированной средой и человеком. Архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство, дизайн очеловечивают, наполняют художественным смыслом окружающий нас мир. Наполнить, одухотворить пространство города - только так, с помощью художественных средств можно решать важные идеологические задачи, которые В.II.Ленин называл политической культурой народа [ 1.3.404,7. Ясно выраженная гуманистическая программа, устремленная на создание наилучших условий жизни человека, является основой основ для архитектора и художника.
Воплощение ленинского плана монументальной пропаганды в наши дни привело к невиданному размаху работ е области монумен-
14
и доступным народу. Идейное содержание произведений монументального искусства должно отражать революционное мировоззрение, быть гуманистическим, оперировать образами высокообщественной значимости.
Монументальному искусству отводится значительное место в решении градостроительных задач, его произведения должны быть необходимыми элементами городской среды, активно участвовать в создании облика социалистического города.
Декрет Совнаркома предусматривал установку свыше шестидесяти памятников революционерам и общественным деятелям, поэтам, философам и ученым, художникам, композиторам, артистам. Список содержал имена Степана Разина, Рылеева, Сен-Симона, I.Толстого, Софьи Перовской, Байрона, Менделеева, Ломоносова, Андрея Рублева, Бетховена, Мусоргского и многих других /"2.2 ].
К первой годовщине революции - ноябрь 1918 года - в Москве были установлены памятники Т.Г.Шевченко (скульптор С.СнреЙщиков), А.В.Кольцову (скульптор С.Волнухин), А.Радищеву (скульптор Л.Шервуд).
В день годовщины - 7 ноября 1918 года состоялось открытие более десяти памятников, в том числе рельеф "Слава павшим героям" (скульптор С.Коненков) и два обелиска: один на Советской площади и другой в Александровском саду. Монумент выполнен по проекту архитектора Д.Осипова, аллегорическая скульптура Свободы - скульпт. Н.Андреевым. После реконструкции Советской площади в 1940 году памятник разобран и его детали хранятся в музее. В 1980 году было принято решение о восстановлении монумента.
В 1919 г. в Ленинграде, на Марсовом поле был сооружен памятник "Жертвам революции" по проекту архитектора Л.В.ГУднева.
15.
Решенное в виде прямоугольника в плане и огражденное стеной высотой 2,2 м. пространство имеет размеры 45 х 45 м. Ансамбль стал первым советским мемориальным сооружением, где проявился синтез искусств . Тексты надписей на торцах стен, выполненные художником В.Конашевичем, принадлежат перу А.В.Луначарского.
Все это вместе сделало памятник выдающимся произведением ленинского плана монументальной пропаганды.
В 1922 году в Москве были установлены памятники А.К.Герцену и Н.П.Огареву работы скульптора Н.Андреева, а также памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М.Достоевскому работы скульптора С.Меркурова.
По случаю открытия того или иного памятника неоднократно с речами на митингах выступал 3.И.Ленин.
Во второй половине 20-х годов (открыт 7 ноября 1926 г., архитекторы В.Щуко и В.Гельфрейх, скульптор С.Евсеев) был сооружен памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде. Авторы памятника для раскрытия своего замысла использовали исторический факт. В день возвращения после эмиграции в Петроград - 3 апреля 19Г7 г. В.И.Ленин на площади перед Финляндским вокзалом с башни-броневика произнес речь, обращенную к революционному народу. Эта ассоциация возникает при виде динамической композиции памятника, решенного из нескольких гранитных блоков, завершенную цилиндром, напоминающим башню броневика /3.63.157_7.
В 1927 г. по проекту скульптора И.Шадра на плотине ЗАГЗС,
одного из первенцев плана электрификации страны, был установлен памятник В.И.Ленину (общая высота памятника - 25 м). Это был первый,крупный по масштабу, монумент, пространственно увязанный с ансамблем электростанции.