Ви є тут

Спорт как социальный институт в системе управления качеством жизни

Автор: 
Супиков Вадим Николаевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
194810
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.....................20
1.1. Качество жизни как социальный индикатор......22
1.2. Институт спорта в контексте социальных ценностей 51
1.3. Спорт в системе обеспечения качества жизни...68
Резюме............................................87
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СПОРТА:
ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ И МЕХАНИЗМОВ................. 90
2.1. Социально-экономические основы развития современного спорта.............................. 92
2.2. Организация управления институтом спорта
на региональном и местном уровне................ 122
2.3. Социально-правовые регуляторы развития
института спорта.................................146
Резюме.......................................... 176
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ СПОРТОМ...........................179
3.1. Эмпирические исследования спорта как социальной сферы:
. ретроспектива.................................. 180
3.2. Методологические и методические основы исследования реалий спорта................................... 204
3.3. Отношение населения региона к спорту как
социальной ценности..............................223
Резюме...........................................247
ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
РЕГУЛЯТОРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТОМ СПОРТА ....................249
4.1. Мониторинговые исследования в системе социальных регуляторов института спорта.....................249
4.2. Законодательство в системе повышения эффективности социального управления...........................263
4.3. Инновационный менеджмент как идеология совершенствования
^ социального управления институтом спорта..........297
Резюме...........................................314
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................318
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................331
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................. 360
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальные трансформации в России, к сожалению, имели не только позитивные последствия. Особое беспокойство вызывает ухудшающееся физическое здоровье населения России, высокий уровень смертности среди лиц трудоспособного возраста, рост заболеваемости, постарение населения. При сохранении сложившихся демографических тенденциях воспроизводство населения может сократиться до критического уровня, за которым начинается этническая деградация. В этой связи назрела необходимость пересмотра роли и места спорта как объекта социальной сферы, учитывая роль этого социального института в решении проблем повышения готовности к профессиональной деятельности и обеспечения субъективного ощущения социального благополучия.
Понятно, что система социально-экономических мер по поддержанию полноценного уровня жизни и социального благополучия граждан должна стать органичным элементом деятельности институтов социального управления в аспекте обеспечения конституционных прав граждан. Однако следует отдавать себе отчет, что государство предоставляет только возможность использования конституционных гарантий этих прав, а их реализация зависит от самого субъекта, от его активности в этой сфере. Такое системное видение проблематики требует нового подхода к выбору стратегии социальной регуляции деятельности института спорта, разработки новой парадигмы социального управления таковым. «Спорт для всех» в новых условиях не может не стать одним из наиболее значимых аспектов региональной социальной политики.
Следует констатировать, что социально-управленческая база, являющаяся основой для реализации новой государственной политики в
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ 41 МЫШОТЖА
Неудивительно поэтому, что институциональная (структурная) реформа в число своих основных результатов включает введение в действие принципиально новых организационно-управленческих систем, ибо без соответствующей глубокой реструктуризации организационно-
управленческих систем нельзя добиться построения информационного общества и вхождения в глобальную экономику.
Между тем реструктуризация организационно-управленческих систем, отвечающая координатам информационного общества и глобальной экономики, собственно и есть ни что иное, как строительство вполне конкретной организационной культуры, в которой приоритетна индивидуальность, сама организующая социальное пространство. Не случайно сегодня в научной литературе приводится типология, включающая традиционный организационный тип, ориентированный на власть и на роль, и современный организационный тип, ориентированный на решение проблем и на человека. В последнем случае активизируется потенциал общественного развития через высвобождение инновационных процессов во всех сферах общества и наиболее социально значимыми выступают такие ценности, как автономия, самобытность, равно как и самоопределение в качестве неотъемлемых атрибутов «качественной» экономики. 20 Понятно, что здесь материальные потребности перестают быть исключительным стимулом и повышается роль стимулов иного рода -творчества, профессионализма, познания, личностной свободы, ответственности и т.д.
Новая система стимулов потребовала адекватного критерия-«измерителя жизни», каковым и стала категория «качество жизни».
При существующих экспертных статистических данных, а также данных социологических опросов в отношении основных показателей качества жизни в России актуальна задача построения самих
институциональных координат качественной жизни, замеры показателей которой еще впереди. Правда, следует подчеркнуть, что качество жизни в принципе мало поддается точному количественному измерению в силу самого своего характера, ибо качество никогда не может быть полностью сведено к количественному эквиваленту, т.е. не может быть точно измерено. Вероятно поэтому эксперты, вынужденные искать для реально происходящих в мировой экономике глубоких институциональных изменений подходящий измеритель, усматривают таковой в индексе развития человеческого потенциала (ИРЧП). Так, в отечественной научной литературе прямо констатируется, что указанный индекс является одним из интегральных индикаторов качества жизни. При этом ИРЧП рассчитывают как среднюю арифметическую трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах США, по паритету покупательной способности).
Величина ИРЧП для каждой страны показывает, какой путь ей еще предстоит пройти для достижения некоторых поставленных целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, доступа для всех к образованию и приличному уровню жизни. Чем ближе значение ИРЧП и его составляющих показателей к 1, тем выше уровень человеческого развития страны, более социально и интеллектуально ориентирована ее экономика.
Показательно, что эксперты не ограничиваются ИРЧП, присоединяя к этому индикатору также и другие интегральные индикаторы с целью максимально полно отразить координаты новой экономики, новой организационной культуры (глобальной экономики и информационного общества), которые выстраиваются вокруг «индивидуального человека». Так, помимо индекса развития человеческого потенциала, предлагаются:
20 Панарин A.C. Философия политики. - М., 1996. - С.39.