1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................ 3
Глава 1. ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ КОНТЕКСТ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ....................................................... 15
1.1. Философия концепта: история и перспективы..................... 15
1.1.1. Концепт в философском дискурсе.............................. 15
1.1.2. Средневековый концептуализм: концепт в философии
П. Абеляра......................................................... 18
1.1.3. Постструктуралистская интерпретация концепта.............. 22
1.2. Когнитивная парадигма и концептуальные исследования в лингвистике...................................................... 31
1.2.1. Исторические вехи и основные положения когнитивной лингвистики............................................................... 31
1.2.2. Концептуализация и категоризация как основные когнитивные процессы........................................................... 40
1.2.3. Спецификация когнитивного подхода при исследовании культурных феноменов...................................................... 46
1.3. Когнитивная антропология: включение когнитивной парадигмы в исследование культуры....................................•......... 48
1.3.1. Ментальное versus культурное: варианты снятия оппозиция 48
1.3.2. Основные понятия когнитивной антропологии: когнитивные схемы, культурные модели и сценарии................................... 57
1.4. Культура и язык в лингвокультурологических исследованиях.... .. 4i/
1.4.1^ Лингвокультурология: история становления, структура, предмет, методы................ .......................................... ф
1.4.2. Язык и культура: механизмы взаимодействия................. 66
1.4.3. Определение концепта в лингвокулътурологии................ 72
1.5. Перспективы развития концептуальных исследований в
культурологии...................................................... 78
1.5.1. Культура как полагание смысла............................... 78
1.5.2. Концепт в культурологическом дискурсе....................... 88
Глава 2. КОНЦЕПТ КАК ЕДИНИЦА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.......................................................... 93
2.1. Концепт в системе сопредельных терминов....................... 93
2.1.1. Концепт и понятие........................................... 93
2.1.2. Значение и смысл как составляющие концепта.................. 97
2.1.3. Концепт в когнитивной терминологии....................... 102
2.2. Структура концепта......................................... 106
2.2.1. Структурные слои концепта................................ 106
2.2.2. Ядро и периферия концепта................................ 110
2.2.3. Форма и содержание концепта.............................. 114
2.3. Типология концептов и уровни концептуализации.............. 119
2.3.1. Типы концептов........................................... 119
2.3.2. Уровень первичной концептуализации....................... 126
2.3.3. Уровень формирования коллективных представлений и конечных
областей значений............................................... 136
2.4. Концептуальный анализ как метод когнитивной культурологии 144
2.4.1. Концепт как единство ментального акта и его предмета..... 144
2.4.2. Понимание и интерпретация как основные составляющие концептуального анализа............................................ 147
2.4.3. Методы реконструкции культурных концептов................ 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 158
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................ 163
15
Глава 1.
ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЙ КОНТЕКСТ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Философия концепта: история и перспективы
1.1.1. Концепт в философском дискурсе
Возрастающий интерес к термину «концепт», который с очевидностью наблюдается в современном философском дискурсе, является не столько свидетельством формирования абсолютно нового категориального аппарата обновляющейся философии, сколько возрождением и выведением на передний план несколько позабытой в рамках новоевропейской гносеологии традиции рассматривать человеческое мышление через призму таких феноменов, как вера, ценность, интуиция, доверие и т.п. [см., например, 1, 40, 71, 101-, 116].
Сегодня обращение к концепту становится достаточно частым при попытке обосновать альтернативную научной гносеологии «философию познания», ставящую во главу угла проблему целостного человека, который постигает мир и самого себя не с помощью абстрактных логических категорий, а на основе личного многообразного опыта, не вписывающегося в понятийные рамки классической новоевропейской рациональности. Философия познания ориентируется на разработку идеи «гибкой рациональности», учитывая при этом достижения сопредельных дисциплин, в частности, когнитивной науки [см., например, 7, 54, 81]. Как утверждает Н.Б. Даринский: «XXI век станет временем формирования научной гносеологии более высокого уровня, отражающей достижения ряда предметных наук, а феномен когнитивных наук знаменует собой первый шаг в этом направлении» [54, с.252].
Антропологический поворот в теории познания обозначился включением в структуру познающего субъекта культурных, социальных и исторических характеристик. С этого момента в качестве «базового» признается до-
16
понятийное и довербальное схватывание действительности. В связи с этим единицей знания, в качестве которой долгое время выступало абстрактное «понятие», становится «концепт», более адекватно отражающий и процесс познания/понимания, и содержание самого полученного знания. Собственно говоря, несмотря на то, что сам термин «концепт» к тому времени еще не вошел в широкий обиход, большинство категорий, которыми оперировали представители «философии жизни», можно по праву назвать концептами. Например, такие центральные категории, как жизнь, ценность, поток сознания, идеал, Другой и т.п.
Возвращаясь к вопросу о возрождении термина «концепт», необходимо обратиться к первоистокам и выявить его исконный ядерный смысл. Такая работа уже была проделана в ряде авторских исследований, в частности, следует упомянуть труды Ю.С. Степанова, С.С. Неретиной, и В.З. Демь-янкова.
В родном латинском узусе форма conceptus представляет собой пассивное причастие и интерпретируется как «зачатый». Суффиксальное производное conceptaculum имело значение «вместилище, хранилище» и отражало семантику глагола concipio «собирать, содержать». Итак, «сема «зародыш» исходно заложена в самом латинском термине концепт, а сема «резервуар», «хранилище» - в этимоне термина концепция, из которого выводимы и другие (переносные) значения, такие как «соеднение, сумма, совокупность, система», «резервуар, хранилище» (синоним: conceptaculum); «формулировка (редакция) юридических актов», «зачатие, принятие семени» [59, с.35]. Глагольная форма concipere имеет около семи словарных значений, среди которых «собирать», «содержать», «прикидывать», «задумывать», «замышлять», «зачать», «стать беременной» [155, с.40].
Все перечисленные семы указывают на некоторую «потенциальность» концепта, на «замысел», на нечто запланированное, но еще до конца не осуществленное, «Незаконченность» и «не-до-конца-определенность» концепта, заложенные в его этимологии, в полной мере актуализируются и в
- Київ+380960830922