Ви є тут

Становление каузального дискурса в древнерусской культуре IX-XIV в.в. : по языковым данным

Автор: 
Агейкина Светлана Владимировна
Тип роботи: 
по языковым данным
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
107
Артикул:
199192
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................. 3-14
Глава I. Историческая эволюция концепта причинности.................15-49
1.1. Становление логики и онтологии каузальности
в эпоху Античности............................................15-38
1.2. Причинные объяснения при переходе к рациональности классической науки............................................39-49
Глава II. Проблема детерминации древнерусской культуры (1Х-Х1 вв.) каузальными конструкциями.............................................50-74
2.1. Роль категории причинности в развитии
древнерусской образованности ...............................50-65.
2.2. Основные когнитивные условия формирования
каузальных объяснений в древнерусском дискурсе..............66-74.
Глава III. Становление рационального типа мышления
в древнерусской культуре.........................................75-95.
Заключение _ 94-95.
Литература.......................................................96-107
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность разработанной темы обусловлена новым подходом к изучению языка и культуры. Речь идет о когнитивном подходе, использующемся при изучении языковых процессов, происходящих в культуре. Он изменил прежние представления о языке и о механизмах его функционирования. Когнитивный подход исходит из того, что главная способность человека - языковая, способность говорить и понимать услышанное. Именно человек, как познающий и говорящий на определенном языке субъект, формирует значения, а не воспроизводит их в готовом виде. Более того, говорящий субъект сознательно осуществляет выбор языковых средств выражения для описания той или иной ситуации. Понимание и изучение языка как средства формирования и выражения мысли, хранения и организации знания в человеческом сознании, обмена знаниями и лежит в основе когнитивного подхода к языку1. Главным объектом изучения когнитивизма является язык. Сам когиитивизм возник в США примерно в 60-е годы прошлого века. У его истоков стояли психолог Дж. Миллер и американский лингвист Н.Хомский [The Making of Cognitive Science 1988, The Chomsky an Turn, 1991]. Когнитивная лингвистика важна для получения данных о деятельности разума. Как считает Дж. Лакофф, язык - это окно в духовный мир человека, в его интеллект, средство доступа к тайнам мыслительных процессов. Именно такой цитатой можно охарактеризовать новый подход к изучению языка. Самый надежный доступ к сознанию человека обеспечивает язык. Частично это происходит потому, что язык отражает познание, выступая как основное средство выражения мысли, так что изучение языка - это есть косвенное изучение процесса познания. Возможно также, что язык воздействует на познание, ибо влияет на то, какие есть у человека понятия и какие мысли возникнут в его голове. Поэтому в когнитивной науке
1 Н.Н.Болдырев. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики, №1,2004. С. 7.
1. Раскрыть становление каузального дискурса в эпоху античности как историческую предпосылку формирования рациональности нового типа, отбрасывающую мифологические представления.
2. Раскрыть судьбоносную значимость вклада античной рациональности в древнерусскую культуру и образованность.
3. Показать историческое своеобразие путей формирования языковой культуры Древней Руси.
4. Проанализировать перестройку синтаксического строя древнерусского языка как необходимое следствие формирования рациональности нового типа.
Теоретико-методологические основания исследования.
Методологической основой настоящего исследования является совокупность разработанных в теории культуры парадигм анализа исторически определенных феноменов общественного сознания, рассматриваемых под когнитивным углом зрения. В данном исследовании мы опирались на достижения концептологии, прежде всего в области изучения концепта причинности, на методы анализа и синтеза, категориально-типологический, сравнительный анализ. Особая значимость придается ретроспективному рассмотрению эволюции рациональности, взятой в единстве с ее языковым, дискурсивным воплощением.
Теоретическую базу данной работы составляют положения и выводы исследователей феномена рационализации в античной и древнерусской культуре. К наиболее важным направлениям можно отнести труды зарубежных и отечественных авторов по философии культуры, по проблемам цивилизационного и языкового развития ментальности. Учение о формах причинности у Аристотеля (работы Т.П. Матяш, A.B. Потемкина), учение о стадиальном развитии синтаксического строя русского языка (A.A. Потебня), представление о соотносительности изменений языка и мышления в работах Е.Я. Режабека.
Новизна проведенного исследования заключается в следующих конкретных пунктах:
« 10
1. В обосновании роли концепта причинности в формировании античного типа рациональности как предпосылки европейской рациональности в целом.
2. В анализе причинных объяснений как условия исторического и логического становления научной рациональности, развитие которой происходило от телеологизма к парадигмам естественнонаучного дискурса.
3. В выявлении вклада античной рациональности в древнерусскую культуру и образованность.
# 4. В раскрытии становления древнерусской рациональности на путях
усвоения церковнославянской книжности.
5. В выявлении роли практических нужд в формировании каузальной когнитивности при перестройке синтаксического строя древнерусского языка от паратаксиса к гипотаксису.
Тезисы, выносимые на защиту:
1. На смену мифологической когнитивности приходит рациональность, руководствующаяся законом причинности. Выработка такой рациональности -заслуга философов досократиков.
^ Концепт причинности является главным признаком рационального
видения мира и культуры. Он оформился вследствие эволюции человеческого сознания и мышления. Концепт причинности позволяет человеку объяснить мир в рамках отношения действия между субъектом и объектом. При этом на протяжении эволюции данный концепт не всегда обозначался словом «причина». Ему были близки и такие категории как «архе», «нус», «вина». Когнитивный переход происходит от концепта «причина» к категории причинности. Проследив эволюцию концепта, мы можем утверждать, что категория причинности как нельзя лучше отражает те когнитивные изменения, которые происходят в языке и дискурсе на путях рационализации античной культуры.
Следуя платоновской традиции, Аристотель рассматривает философию как образ жизни и некоторый вид дискурса.
*