Ви є тут

Историко-культурная составляющая современных концепций антропосоциогенеза

Автор: 
Кочетов Михаил Николаевич
Тип роботи: 
Дис. канд. филос. наук
Рік: 
2005
Артикул:
199658
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..................................................................3
Глава 1. Мифологемы происхождения человека в культуре древнего Ближнего
Востока..................................................................11
§1. Историко-культурное обоснование выбора ближневосточных мифологий
как предмет культурологического анализа...................................11
§2. Антропогонические мифы в культуре древнего Ближнего Востока...........13
§3. Иудаизм и корни его антропогонических мифологем в культуре древнего
Ближнего Востока........................................................ 30
§4. Основные антропогонические представления в культуре этносов древнего
Ближнего Востока..........................................................34
Глава 2. Традиционные научные гипотезы антропосоциогснеза и их историко-
культурные основания......................................................45
§ 1. Научные гипотезы антропосоциогенеза, принятые в отечественной
культуре: науке и образовании.............................................45
§2. Основные научные гипотезы о происхождении человека в зарубежной
антропологии.............................................................67
§3. Методологические основы научных гипотез антропосоциогенеза............71
Глава 3. Историко-культурные основания гипотезы антропосоциогенеза Б.Ф. Поршнева..................................................................81
§ 1. Эвристическая эффективность гипотезы Б.Ф. Поршнева при решении
«
проблемы антропосоциогенеза...............................................81
§2. Гипотеза Б.Ф. Поршнева - ключ к пониманию культурно-исторической
сущности человека.......................................................105
Заключение..............................................................112
Введение
Актуальность исследуемой проблемы. Многие современные гуманитарные науки о человеке находятся в перманентном кризисе. Это подтверждается тем, что в этих науках до сих пор нет единого мнения о природе человека. Решить же проблему о сущности человека возможно только через решение другого, более важного вопроса - о происхождении человека, о начале его истории.
Но при решении этого вопроса обычно наталкиваются на множество препятствий и затруднений, главное из которых - это умозрительность большинства концепций о начале человеческой истории. Из-за малого количества или полного отсутствия палеоантропологических фактов от учёных, занимающихся реконструкцией возникновения человека и его первых шагов, требуется очень высокий уровень теоретического мышления. В этой ситуации актуальным является повышение требований к способу и стилю мышления, которым пользуются учёные, работающие над проблемами происхождения человека.
В результате того, что концепции о происхождении человека являются в
высшей степени умозрительными, оказывается, что они очень сильно
подвержены воздействию культурно-исторической среды, в которой возникли
и развивались. При отсутствии или малом количестве эмпирических данных
антропологи обращаются к тем текстам и традициям, которые существовали в
«
обществе и культуре до них. Из истории культуры известно, что хронологическими предшественниками науки были и миф и религия. Поэтому совершенно логично предположить, что большинство методологических принципов, с помощью которых разрабатываются современные концепции о начале человеческой истории, достались науке по наследству от предыдущих форм культуры.
Кроме того, в науке, сложившейся в современном культурноисторическом миросознании, чётко осознаётся то принципиальное обстоятельство, что научно-познавательная деятельность осуществляется
- показано, что в отечественных антропогенетических гипотезах (В.П. Алексеев, Я.Я. Рогинский и др.) можно обнаружить влияние следующих мифологем: сущность человека неизменна, он появляется сразу с определённой человеческой психикой (речь, целепологание, самосознание) и его природа двойственна (биологическое и социальное), тогда как построение западных определяется представлением о зооморфности человека;
- в западных концепциях антропогенеза (Ч. Дарвин, Р. Фоули и др.) зафиксированы следующие методологические принципы: а) постепенность происхождения человека и б) понимание его природы через уподобление животным;
- показано, что гипотеза Б.Ф. Поршнева преодолевает низкий уровень культуры отечественных научных гипотез о происхождении человека, то есть Противоречие между всегда заявляемыми принципами историзма и материалистического монизма и в действительности реализуемыми представлениями о неизменной сущности человека и его двойственной природе. Поршнев нашёл способ провести строго монистический и в то же время исторический подход к началу человеческой истории;
- продемонстрировано, что благодаря использованию монистического принципа гипотеза Б.Ф. Поршнева имеет высокую эвристическую ценность для решения проблемы культурно-исторической сущности человека.
Практическая и теоретическая значимость. Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки специальных курсов в рамках изучения антропосоциогенеза.
8
Глава I.
Мифологемы происхождения человека в культуре древнего Ближнего Востока.
§1. Историко-культурное обоснование выбора ближневосточных мифологий как предмет культурологического анализа.
В выборе мифологий мы руководствовались следующими соображениями. Как известно, религией, оказавшей наибольшее влияние на развитие западной науки (особенно её гуманитарной части) является христианство. Нашей задачей будет выяснение происхождения антропогонических принципов, которые из него проникли в западную науку. Христианское вероучение по части сюжетов о происхождении человека преемственно с иудаизмом, а в иудаизме многие исследователи обнаруживают заимствование сюжетов практически из всей культуры древнего Ближнего Востока. Классическим примером является миф о потопе, который, по мнению как зарубежных - Крамер, так и отечественных - И.М. Дьяконов, В.К. Афанасьева, ученых, несомненно, месопотамского происхождения. Нас же интересуют антропогонические мифы, и здесь мы также придерживаемся того мнения, что основные черты библейского сюжета происхождения человека заимствованы из шумерской, вавилоно-ассирийской и египетской мифологии. В подтверждение своих предположений можно привести гипотезу советского историка И.М. Дьяконова, о том, кем были и откуда пришли * еврейские племена. Наиболее развёрнуто она представлена в книге вышедшей под его редакцией "История древнего востока: зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации". М. 1988г. Я приведу аргументацию И.М. Дьяконовым своей гипотезы вкратце.
Он считает, что те племена, которые в XIII в. до н.э. перешли Иордан и начали захватывать ханаанейские города-государства - это племена амореев-сутиев вытесненные из верхней Месопотамии в ХУ1-ХН вв. до н.э. митаннийскими хурритами и касситами. Доказательство этому он видит в следующем. Во-первых "Библейские повествования о патриархах являются
п