Ви є тут

Индивидуальная стратегия самосозидания как способ культурной идентификации

Автор: 
Подопригора Станислав Яковлевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра филос. наук
Рік: 
2003
Артикул:
200197
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ: КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОМ ПРОЦЕССЕ............................................................25
1.1. Истоки обращенности человека к миру и к самому себе............27
1.2. Немецкая философия о проблеме личностного начала в человеке
и его стратегии самосовершенствования...........................44
1.3. Социокультурные модели стратегий идентификации
личности........................................................55
1.4. Стратегии развития человека в современной философской-антропологии....................................................76
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.....................................95
2.1. Социализация и адаптация как стратегии самосозидания
личности и способы культурной идентификации.....................95
2.2. Мировоззрение как индивидуальная стратегия определения идентичности человека..........................................112
2.3. Формирование индивидуальной стратегии как процесс инкультурации..................................................135
Глава 3. УРОВНИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ КАК КОНСТИТУТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ САМОСОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА....................................152
3.1. Культурная идентификация как самореализация
и самовоспитание...............................................153
3.2. Личностно-ориентированные индивидуальные стратегии
и тактики культурной идентификации.............................180
3.3. Самосозидание как общая стратегия формирования
идентичности человека..........................................221
Глава 4. СУБЪЕКТИВНОСТЬ КАК ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ САМОСОЗИДАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 237
4.1. Стратегия субъективности человека как идентификация культуры 237
4.2. Культура целеполагания как субъективность и стратегия идентификации..................................................256
4.3. Паттерны стратегий синергетического мышления
как социокультурного...........................................267
2
Глава 5. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОСНОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ....................................................287
5.1. Социальная организация и стратегия управления...........287
5.2. Стратегии социальной мобильности как способы культурной идентификации............................................300
5.3. Девиации культурной идентичности и стратегии социального
контроля.................................................307
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................322
БИБЛИОГРАФИЯ.................................................330
з
вышенное удовлетворение и просветление, и преодоление страдания.
Аристотель впервые ввел понятие «энтелехия» (греч. entelecheia), означающее целеустремленность, целенаправленность как движущей силы, активного начала, превращение возможности в действительность. Эта идея была представлена еще в анимизме (лат. anima - душа) - как вера в одушевленность всех предметов; как философское учение, возводящее душу в принцип жизни; в дальнейшем у сторонников витализма (лат. vitalis - жизненный) - особое нематериальное жизненное начало, направляющее развитие организмов. Занимая центральное место в философии Аристотеля, понятие «энтелехия»: (1) отражает единство материальной и формальной, действующей и целевой причины; (2) получает различные определения: переход от потенции к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе: а) материальную субстанцию; б) причину самой себя; в) цель своего развития.
Значительный вклад в подходах к проблеме самосовершенствования человека осуществил Эпикур. При смене классического полиса на крупное рабовладельческое хозяйство усложнились социально-экономические и политические условия жизни общества, что непременно сказалось и на античном человеке. Развивается его аналитический ум, осознается своя внутренняя независимость, расширяется область собственных переживаний, культура субъективных чувств, настроений и размышлений, связанных с глубиной самоанализа и самопознания. По мнению А.Ф. Лосева [176, 678], принципиально меняется философская интерпретация проблемы совершенствования индивида. Уже не только рациональная сфера, а новая обширная область субъективных чувств, переживаний, настроений античного человека предстает предметом для философского осмысления и этических воззрений.
В настроениях человека той эпохи доминирует осознание своей внутренней растерянности в условиях новых порядков в обществе; появляется неуверенность в себе, чувство утраты стабильности своей жизни. Отсюда у человека острое ощущение страха перед настоящим, а еще более - перед будущим. Следует отмстить, что перефразировок для описания наших дней здесь почти не
требуется. Как удивительна перекличка эпох, которая, вероятно, происходит более всего на переломных этапах становления новых социальных и культурных форм развития общества.
Но вновь о тех временах: «Сама объективная обстановка вела философскую мысль к выводу, что именно внутреннее устроение личности и является главной точкой приложения всех усилий индивида, направленных на обеспечение невозмутимого состояния духа, при котором единственно возможно блаженство жизни» [88, 91]. Социокультурная основа жизненного мира начинает функционировать все более в пользу возвышения человека. На рубеже V -IV веков до н.э. возникают новые философские школы: эпикуреизм, стоицизм и скептицизм. Несмотря на различие позиций, все названные школы уделяли значительное внимание внутреннему переустройству личности. Все они культивировали относительную независимость от внешнего мира, внешних обстоятельств, безразличие и возвышение над ними, призывали человека искать опору в себе самом. Но, к сожалению, «рушатся» стратегии активного, вторгающегося, любознательного отношения к миру. У скептиков это полный отказ от своих желаний, стремлений к достижению собственных целей. Для стоиков идеал -это самоуспокоенность мудреца и полное безразличие ко всему окружающему.
Некоторое пояснение описанному здесь образцу невольно делает представитель позднего римского стоицизма Сенека (I век н.э.). В своей теории внутреннего самосовершенствования он утверждает, что в обществе, исчерпавшем возможности своего развития, официальная общественная деятельность перестает служить почвой для нравственного развития личности. Мыслящие люди той эпохи приходили к выводу, что общественная деятельность вообще враждебна внутреннему развитию человека, а деятельность по самосовершенствованию личности и политический интерес взаимно исключают друг друга. Для более полного представления необходимо упомянуть о том, что стратегия мироощущения стоика - это одинокий человек, трагически окруженный силами зла, лишенный внешней поддержки, вынужденный постоянно утверждать себя. В этом бессилие, безысходность его позиции. Стратегия человека в его раздвоен-