Ви є тут

Творчість Ч. Робертса і проблеми становлення національної англоканадської літератури.

Автор: 
Сухенко Інна Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001137
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. Творчество Ч. Робертса. Проблема изучения
But first in my heart this land I call my own!
Canadian am I in blood and bone!
Ch. Roberts "Canadian Streams" (1898)
В современном отечественном литературоведении за последние десятилетия ХХ века
вырос интерес к тем национальным литературам, которые еще недавно оставались на
периферии внимания исследователей.
К таковым можно отнести сегодня и канадскую литературу, которая все заметнее
становится специальным объектом изучения. Популярность и лидерство у мирового
читателя творчества Д. Коупленда, М. Этвуд – современных канадских писателей –
заставляет исследователей вернуться назад, к истокам формирования феномена
англоязычной канадской литературы, а именно – к канадской литературе конца ХІХ
века, периода, который обозначил начало процесса формирования национального
самосознания и национальных форм литературы.
Появление сборников анималистических рассказов Ч. Робертса приходится на то
время, когда Канада переживала процесс национального становления. Его
анималистические произведения – ключевые, знаковые для исследования того, как
формировался жанр “animal story” в конце ХIХ века.
Биографическая справка: Чарльз Джордж Дуглас Робертс (Charles George Douglas
Roberts, 1860 – 1943) – канадский поэт, анималист, журналист, переводчик,
политик – родился в г. Дуглас, Нью Брансвик, детские года провел в Вескоке,
вблизи Фредериктона. Окончил Фредериктонский Колледж и Университет Нью
Брансвика, где получил степень бакалавра (1879) и магистра (1881) искусств.
Стал редактором периодического издания “The Week” в Торонто. В 1885 году
получил степень профессора, и до 1895 года преподавал историю английской и
французкой литератур в Королевском Колледже города Виндсор, Новая Скотия. За
этот период он был избран членом Канадского Королевского Общества (1890),
членом Литературного Королевского Общества Канады (1893). В течение следующих
10 лет (1897 – 1907) ведет преподавательскую и писательскую деятельность как в
Виндсоре, так и в Нью Йорке, став при этом членом Писательского Клуба Америки
(1897) и единственным неамериканцем, членом Национального Института Искусств
(1898). В 1906 году Ч. Робертс получил степень доктора правоведения в
Университете Нью Брансвика. Следующие почти 20 лет писатель провел в Европе,
главным образом, в Англии, где преподавал, а затем по собственному желанию
остался при Канадском Офисе в Лондоне, чтобы освещать события І Мировой Войны.
В 1925 году вернулся в Канаду , в Торонто, где и провел всю оставшуюся жизнь. В
1926 году Ч. Робертс избран президентом Ассоциации канадских писателей,
награжден медалью Канадского Королевского Общества. В 1935 году ему было
присвоено дворянское звание за успехи в научной, литературной, общественной и
политической жизни Канады. Был дважды женат (1880 – Мери Фенети, 1943 – Джоан
Монтгомери). Оставил после себя творческое наследие, которое позволяет считать
его “отцом” канадской литературы – “the father of Canadian literature” [188,
1371] [231, 708].
Проблема изучения творческой деятельности Ч. Робертса состоит в том, что
большинство зарубежных исследований (Дж. Каппон, Д. Пейси, Р, Рашли, В. Кейт)
рассматривают его не как автора ключевого для англоканадской литературы жанра –
анималистического рассказа, а исключительно как поэта, основателя литературного
движения ”Поэты Конфедерации” (80-е годы ХIХ века), или “The Sixties Group”
(так как все его участники родились в начале 60-х годов ХIХ века – А. Лампмен,
Б. Кармен, У. Кэмпбелл, Д. Скотт, П. Джонсон).
Отечественные исследователи А. И. Голышева и Н. Ф. Овчаренко сходятся во
мнении, что именно с этого литературного движения начинается формирование
канадского романтизма. “Канадский романтизм в силу специфических условий
развития страны появился на столетие позже, чем в европейских странах. То, что
для европейской литературы было прошлым, для канадской литературы являлось
сегодняшним днем” [24, 32].
Ч. Робертс начал свою творческую деятельность как романтик, сначала попробывав
себя, как и другие писатели этой эпохи, в поэзии. Поэзия занимает значительное
место в его творческом наследии, но в поэзии он был одним из “Поэтов
Конфедерации”, а в малой прозе – основоположником канадского анималистического
рассказа, который “ввел” канадскую литературу в мировой литературный процесс.
Романтическое мировосприятие молодого Ч. Робертса, безусловно, нашло свое
отражение в его анималистических рассказах “рубежа веков”, даже в самой теме
бегства к природе, в создании “местного колорита”, в романтической идее
“Жизни-в-Смерти”.
Под воздействием европейского, в большей мере английского, романтизма
складывается творческая индивидуальность Ч. Робертса, лирические произведения
которого несут на себе ощутимое влияние поэзии Вордсворта, Китcа, Шелли,
Теннисона. Молодой поэт называет Китса одним из своих богов ("one of my gods")
[196, 177]. “Я следовал Китсу, мои стихи принадлежат к тому новому миру
Аркадии, который создал этот английский поэт”(“I followed Keats, my poems
belong to the new world of Acadia which the English poet had created”) – пишет
Ч. Робертс своему двоюродному брату Б. Кармену [233, 6]. Канадский
исследователь В. Кейт (W. J. Keith) находит аналогии между исчезновением
соловья Китса и постепенным уходом главных героев поэмы Ч. Робертса "Орион" в
темный лес (”Orion”, 1983). Китс пленял Ч. Робертса музыкальностью и
гармоничностью своих сонетов, искусством отражать красоту реального мира,
вдохновляться картинами природы.
А. И. Голышева указывает на связь поэтического сборника Ч. Робертса “Songs of
the Common Day” (Песни