Ви є тут

Інвестиційне забезпечення діяльності підприємств.

Автор: 
Шевцова Яна Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001532
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЙ
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
2.1. Организационно - экономическая модель управления
инвестиционным обеспечением предприятий
Развитие экономики находится в прямой зависимости от объемов инвестиционного
обеспечения предприятий и эффективности этого процесса. Вместе с тем
исследование показателей инвестиционной деятельности свидетельствует, что
объемы инвестирования в обновление основного капитала, начиная с 90-х годов,
постоянно сокращаются. Ограниченные бюджетные финансовые ресурсы не дают
возможности на нынешнем этапе реформирования экономики обеспечить структурные
изменения в ее отраслях.
Способствуя децентрализации управления экономикой, государство в значительной
мере снимает с себя функции обеспечения инвестициями, передавая их субъектам
хозяйствования. Вместе с тем, из-за падения производства, неэффективной системы
налогообложения и несовершенной амортизационной политики значительно
уменьшились объемы прибыли и амортизации – основных источников собственных
инвестиций предприятия. Не обеспечивает рост объемов инвестиций в экономику
Украины деятельность банковской системы, фондового рынка, специальных
(свободных) экономических зон.
Несовершенство законодательной базы, отсутствие опыта и практики проведения
займов, неразвитость инфраструктуры рынка ценных бумаг, ограниченное количество
ликвидных объектов, недостаточные правовые гарантии инвесторам сдерживают
аккумулирование инвестиций через этот рынок. Привлечению иностранных инвестиций
в экономику Украины мешают частые изменения законодательства и отсутствие
надежных гарантий защиты для иностранных инвесторов, слишком высокий уровень
ставок налогообложения, медленные темпы приватизации.
Оценка совокупной стоимости предприятий показывает, что:
состояние совокупных активов предприятий неудовлетворительно и продолжает
ухудшаться;
инновационно-инвестиционная активность крайне низкая и существенно не влияет на
стоимость предприятий;
процессы, связанные с формированием денежных потоков, приводят к
перераспределению стоимости предприятий преимущественно в пользу теневой
экономики, стоимость предприятий, работающих легально, уменьшается;
основным направлением повышения стоимости предприятий в ходе приватизации
является продажа значительных пакетов акций на конкурсах, условиями которых
предусмотрены дополнительные обязательства покупателя.
Причины, порождающие снижение совокупной стоимости украинских предприятий,
связаны с макроэкономическими условиями создания стоимости, изменить которые в
течение короткого времени практически невозможно. Поэтому нужно ускорить
продажу, рассчитывая на оставшуюся стоимость, либо останавливать продажу и
точечно проводить санацию приватизируемых предприятий, однако при этом следует
учесть, что государство имеет ограниченные финансовые средства для оздоровления
предприятий.
Следует подчеркнуть, что приватизация является средством повышения стоимости
предприятий и их инвестиционного потенциала в средне- и долгосрочной
перспективе.
Вопросы повышения экономической заинтересованности в инвестировании среди
отечественных и зарубежных инвесторов, увеличение объемов инвестиций из всех
возможных источников и направление их на реализацию стратегических целей
экономики Украины остаются нерешенными. Осуществление глубокой структурной
перестройки украинской экономики требует существенного увеличения объема
инвестиций, консолидации всех источников инвестиционного обеспечения,
активизации инвестиционной деятельности.
В этой связи актуальной является разработка организационно-экономической модели
управления инвестиционным обеспечением в условиях трансформации экономики.
Управление инвестиционным процессом является одним из условий реализации
государственной инвестиционной политики, которая состоит в принятии законов и
других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность в
государстве. Основными задачами управления инвестиционным процессом являются:
определение приоритетных сфер и объектов инвестирования;
проведение соответствующей кредитной и амортизационной политики;
регулирование участия инвесторов в приватизации;
регулирование форм и условий инвестиционного обеспечения предприятий в процессе
реструктуризации;
налоговое регулирование инвестиционной деятельности;
обеспечение защиты инвестиций.
Поиск рациональной модели, способной стимулировать инвестиционные процессы в
условиях трансформации экономики требует глубоких исследований теории и
практики инвестиционного обеспечения субъектов хозяйствования; выявления
закономерностей, тенденций, современных подходов к формированию инвестиционной
политики.
Углубленное изучение сущности и экономической среды инвестиционной
деятельности, практики ее применения в контексте реализации экономической
политики государства, исследование рычагов активизации инвестиционных процессов
помогает проанализировать недостатки и преимущества, последствия и перспективы,
мотивации применения той или иной инвестиционной модели субъектами
хозяйственной деятельности.
Государственная инвестиционная политика призвана сформировать в стране
благоприятную инвестиционную среду, которую характеризуют следующие основные
условия:
возможности и потребности реальной экономики в высокорентабельных вложениях;
наличие национальных сбережений и их мобилизация в инвестиции;
доступность кредитов для предприятий;
приток иностранных капиталов.
Определяющим является первое условие. Возможности вложений, приносящих отдачу,
зависят от уровня развития экономики, ее готовности вступить в фаз