Ви є тут

Формування символічної семантики кольоропозначень: культурологічний аспект.

Автор: 
Шеховцова Олена Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002483
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПУТИ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ
В ИСПАНСКОЙ ЯЗЫКЕ
2.1. Влияние языческой, христианской и арабо-мусульманской традиций
Рассматривая язык и культуру как явления одного порядка, взаимосвязанные и в то же время глубоко специфичные, проследим, как языковой знак - цветообозначение - насыщается символическими значениями, идущими от внеязыковой (экстралингвальной) действительности. Язык, будучи универсальным культурным кодом, фиксирует все изменения, происходящие в семантике лексической единицы, вызванные религиозными, политическими, научными, литературными, культурными и иными влияниями. Каждому из типов мышления - мифологическому, религиозному, научному, обыденному, поэтическому, индивидуально-авторскому - присуще свое мировосприятие, создание собственной картины мира, причем, по замечанию В.С.Виноградова, появлению новых смыслов слово обязано экстралингвистическому импульсу, "в потребности общающихся дать наименование новому объекту или оттенку мысли" [49, с.23].
Как известно, формирование национальной культуры - процесс длительный и сложный, зависящий от множества субъективных и объективных факторов. "Испанская культура, знавшая столько разноречивых влияний, словно расцвечивала ими какую-то темную и крепкую основу, храня ее как тайну своей самобытности", - пишет известный поэт-переводчик и испановед А.Гелескул [63, с.13]. Рассмотрим основные направления, в которых развивалась испанская культура, те влияния, которые не могли остаться незамеченными в процессе ее становления и обусловившие ее своеобразие. Таковыми, безусловно, явились языческая (греко-римская), христианская и арабо-мусульманская традиции. Говоря о каждом из векторов развития, отметим, что каждому из них была присуща своя, устоявшаяся система цветовой символики, поскольку как уже отмечалось выше, удобство использования цвета в роли символа было замечено всеми народами, начиная с самых ранних ступеней их развития. Как отмечает М.М.Маковский, краска, которая использовалась как неотъемлемый элемент сакрального действа, согласно представлениям древних, обладала волшебными свойствами, порожденными Божеством [294, c.198]. Этимологический анализ слов со значением краска показывает их связь с корнями волшебство, колдовство, религиозное действо, религиозный экстаз, родственные отношение, число и т.п. [там же, с.198-203]. Известно, что в эпоху Великого переселения народов на территории современных Франции, Испании, северной Африки расселились группы индоевропейских племен, привнеся с собой элементы хозяйственного уклада, социально-политического строя и культуры. И сегодня языки, относящиеся к индоевропейской группе, имеют много общих черт. Безусловно и наличие общих моментов цветовой символики, восходящее к периоду индоевропейской общности. Существующие в Индии четыре социальные сословия - варны - ассоциировались с определенным цветом, а само слово варна переводится с индоевропейского языка в одном из значений как краска [209;294] (ср. барва в украинском языке). Брахманы, являвшиеся высшей кастой и бывшие жрецами, учеными, знатоками священных книг, олицетворяли голову Брахмы и их атрибутом был белый цвет. Вообще белизна в Индии являлась признаком божественного, небесного, а также высшего, арийского происхождения. Противоположными значениями обладал черный цвет, по системе варн соответствующий сословию шудр - рабов, слуг, произошедших из ног Брахмы и призванных обслуживать три другие варны. Темный цвет кожи являлся также свидетельством о низкокастовом или даже неарийском происхождении. Так, один из персонажей древнеиндийского эпоса Рамаяна - царь острова Шри-Ланка Равана, повелитель ракшасов (демонов), воплощение зла, появляется в сопровождении эпитетов темный, черный, что, по мнению комментаторов, говорит о его неарийском, низком происхождении [177]. По мнению древних, чернота кожи предполагала также внутреннюю нечистоту, соотнесенность со злом. Богиня, повеливающая злыми духами, олицетворяющая злую судьбу и эпоху зла и насилий (Калиюгу), носит имя Кали - Черная. Черный цвет символизировал и отшельничество, аскезу: лесные подвижники, практикующие йогу, одевались в одежды из шкур черной антилопы. Красный цвет ассоциировался со второй по значимостью варной - кшатриями - военной знатью и правителями, соответствовавших рукам Брахмы. Красный цвет связывался, с одной стороны, с солнцем, рассветом, и, следовательно, нес положительные симолические значения, а с другой являлся , цветом бога смерти Ямы. Вайшьи - варна купцов, ремесленников и крестьян - соотносились с туловищем Брахмы и желтым (зеленым) цветом, занимающим, таким образом, промежуточное положение в символической иерархии цветов от белого, высшего, к черному, низшему [32; 177]. В то же время следует отметить, что именно желтый цвет был выбран как цвет одежды буддийскими монахами - отшельниками, связывающих его символику с печалью, отрешенностью от мира и смертью. Вот что пишет о символике желтого цвета Ошо Раджниш, "духовный террорист" современности, противопоставляя его оранжевому цвету: "Будда выбрал желтое одеяние...Он выбрал его по определенной причине... Желтый - это цвет смерти: цвет желтого листа, цвет садящегося солнца, цвет лица умирающего. Желтый - это цвет смерти. Оранжевый цвет - это цвет жизни, юности, любви. На Востоке оранжевый - это цвет весны, когда все деревья цветут, поют птицы, жужжат пчелы и все вокруг благоухает" [191, c.205-206].
Исходя из вышеизложенного, отметим, что в древнеиндийском обществе 1) цвет позволял представить человека в качестве объекта социальной оценки, указывая на кастовую принадлежность; 2) цветообозначения использовались в качестве имен собственных (Кришна - Черный, Смуглый, Синий; Нила - Смуглый, Рама - Темный, Швета - Светлый, Рохини - Красноватая, Кали - Черная), выступая средством как внешних, так и внутренних характеристик. Активно использовались белый, черный, красный, желтый (зеленый) и синий цвета. Красный цвет символизировал солнце и жизнь