РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование методики
формирования динамических соединений упражнений в спортивной акробатике.
Предполагалось, что изучение динамических соединений сложных по координации
упражнений спортивной акробатики, создаст предпосылки для углубленного анализа
спортивной техники отдельных упражнений и акробатических композиций, а также
эффективного построения современных обучающих программ и алгоритмов их
реализации.
2.1. Методы исследования
Методологической основой исследования был избран системный подход,
рассматривающий разнообразные явления и процессы спортивной тренировки
акробатов с точки зрения поставленной цели, в их функциональном единстве.
Для решения задач работы выбраны такие методы исследований:
1. Анализ и обобщение данных специальных литературных источников.
2. Изучение и обобщение опыта практической работы путем бесед, анкетирования,
анализа видеоматериалов, сравнений и аналогий, педагогических наблюдений.
3. Поисково-констатирующий эксперимент с использованием инструментальных
методов и технических средств регистрации количественных и качественных
характеристик ДСУ (видеосъемка и анализ видеоматериалов, видеокомпьютерный
анализ движений).
4. Прямой сравнительный педагогический эксперимент.
5. Метод экспертных оценок.
6. Методы математической статистики.
При выборе методов исследования мы руководствовались современными
представлениями о содержании, характере и требованиях к ведению
научно-исследовательских работ в области спорта и, в частности, спортивной
акробатике.
Анализ и обобщение данных специальной литературы. В процессе работы над
диссертацией, изучено 232 литературных источника, опубликованных авторами из
стран ближнего и дальнего зарубежья. Использованные материалы посвящены
вопросам теории и методики спортивной тренировки, методологии научных
исследований в спорте, технической подготовки спортсменов в
сложнокоординационных видах спорта, биомеханики спорта.
Изучение специальной литературы позволило составить представление о состоянии
исследуемого вопроса, обобщить экспериментальные данные, касающиеся вопросов
познания биомеханической, дидактической и технологической структуры упражнений,
сложных по координации, что дало возможность определить направления и
перспективы собственных исследований.
Изучение и обобщение опыта практической работы. Этот метод исследования
реализовывался путем бесед с ведущими тренерами по спортивной акробатике,
анкетирования тренеров и спортсменов разных специализаций в акробатике,
педагогических наблюдений за содержанием и методикой тренировки юных акробатов,
находящихся на этапе спортивного совершенствования, а также
высококвалифицированных спортсменов в видах спорта со сложной координационной
структурой движений (спортивная гимнастика, прыжки на батуте, фигурное катание
на коньках).
Одним из информативных источников информации о специфике выполнения
динамических соединений упражнений явились беседы с десятью Заслуженными
тренерами Украины, специализирующимися на разных видах спортивной акробатики и
прыжках на дорожке. В ходе диалога определилось мнение ведущих
специалистов-практиков о применении ДСУ в современных акробатических
комбинациях, дидактических особенностях формирования динамических соединений
сложнокоординационных упражнений, перспективности научных исследований в данном
направлении.
Полученные данные помогли определить вопросы, требующие первостепенного
разрешения, уточнить задачи диссертационной работы.
Педагогический опрос был организован и проведен с целью выявления мнений
спортсменов и тренеров по спортивной акробатике об особенностях выполнения и
обучения динамическим соединениям упражнений. Опрос проводился методом
анонимного анкетирования. В анкетировании приняло участие 120 акробатов и
тренеров из Киева, Винницы и Донецка. Анонимный характер опроса был выбран с
целью объективизировать полученные результаты. Анкета включала пять специальных
вопросов и демографический блок (Приложение А).
Педагогические наблюдения проводились в г. Киеве, в естественных условиях
спортивной тренировки акробатов СДЮШОР №20 и СДЮШОР спортивного общества
профсоюзов «Украина». Анализировались:
– количество динамических соединений и их разнообразие в тренировочных занятиях
акробатов-прыгунов на дорожке, находящихся на этапе спортивного
совершенствования;
– количество и разнообразие упражнений и динамических соединений в
соревновательных музыкально-акробатических композициях сило-балансового,
вольтижного и смешанного характера в парах и группах акробатов, находящихся на
этапе спортивного совершенствования;
– практикуемые средства и методы обучения динамическим соединениям упражнений
на акробатической дорожке и в групповой акробатике.
Были проведены педагогические наблюдения за тренировочным процессом членов
сборных команд Украины по спортивной гимнастике, прыжкам на батуте и фигурному
катанию на коньках. Получена информация о специфике применения ДСУ, уровне
владения техникой выполнения соединений, наиболее распространенных средствах и
методах обучения динамическим соединениям упражнений в видах спорта со сложной
координационной структурой движений.
С помощью метода сравнений и аналогий проводился анализ данных о частоте
применения, трудности, функциональном предназначении ДСУ в соревновательных
программах разных видов спорта со сложной координационной структурой движений,
а также акробатических комбинациях в прыжк
- Київ+380960830922