РАЗДЕЛ 2
ОСНОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
2.1. Политические и канонические предпосылки образования Русской православной церкви за границей как причины первых противоречий
Трагическое крушение Российской империи с её тысячелетней государственностью, устоями и традициями, молниеносный, неожиданный сдвиг с исторического пути, - не могло не коснуться Русской православной церкви, искони органически связанной с государством, в строительстве и росте которого она непрерывно принимала самое непосредственное и деятельное участие.
Русская православная церковь подверглась со стороны новой власти неслыханному в истории человечества преследованию и гонению. Вся политика советской власти с самого начала была направлена на создание и углубление раскола внутри РПЦ, на уничтожение неугодной церковной иерархии. Об этом свидетельствуют многочисленные документы того времени. Уже 19 января 1918 г. патриарх Тихон обратился к православным с посланием, в котором перечисляются преступления новой власти против церкви и в отчаянии спрашивается: "Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христианской? Как и чем можно остановить это наступление на неё врагов неистовых?" [162, с. 235]. В послании патриарха содержится призыв к сопротивлению: "Зовём всех Вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей" [162, с. 235].
Началом законодательной и планомерной государственной репрессивной политики мы вправе считать декрет СНК "Об отделении церкви от государства" от 20 января 1918 г., по которому РПЦ была ограблена и лишена статуса юридического лица [154, с. 389-390]. 19 марта 1922 г.
В.И. Ленин в своём письме членам политбюро по вопросам церковной политики выдвигает по сути дела программу действий большевиков
против РПЦ. Данное письмо выдержано в очень жёстких и бескомпромиссных формулировках. Ставка делается на изъятие церковных ценностей и физическое уничтожение духовенства. Приведём характерные высказывания В.И. Ленина: "Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем
мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей,...а может быть и несколько миллиардов..." [7, с.140]. По мнению
В.И. Ленина, именно сейчас, когда в стране свирепствует голод, необходимо разделаться с духовенством: "Я прихожу к безусловному выводу, что
мы должны теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий...Чем большее число представителей...реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" [7, с.140]. Более конкретную и детальную концепцию борьбы с церковью предложил в своём "Письме членам Политбюро ЦК РКП(б)..." от 14 мая 1922 г. Л.Д. Троцкий, который основную ставку в борьбе со старой церковной иерархией на
данном этапе делает на всемерную поддержку лояльного духовенства (живоцерковников). В.И. Ленин поддержал Л.Д. Троцкого в этом
вопросе [141, с. 72]. В телеграмме ЦК от 2 августа 1922 г. за подписью секретаря ЦК РКП В.М. Молотова указывается: "Нужно "расколоть" попов, или, вернее, углубить и заострить существующий уже раскол...политическая задача состоит в том, чтобы изолировать верхи церкви, скомпрометировать их на конкретном случае их помощи голодающим и затем показать им суровую
руку рабочего государства, умеющего карать тех, кто осмелится выступать против него [143, с.35]. Можно с уверенностью сказать, что в 1922-1923 гг. большевики именно политику раскола церковной иерархии на традиционную и обновленческую, делают доминирующей. Поддержка обновленческой "Живой Церкви" становится безоговорочной. Документальных свидетельств этому достаточно. Приведём некоторые из них. "Распоряжение Президиума ВЦИК Донскому облисполкому об особенно внимательном и деликатном отношении к нуждам "Живой Церкви" со стороны советской
власти" [27, с.52]. "Доклад о тихоновщине начальника 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучкова" от 30.10.1922 г., где открыто говорится, что "Живая Церковь" создана в недрах ГПУ: "...в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача: борьба с тихоновским реакционным духовенством и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как-то: митрополитами, архиепископами, епископами и т.д. Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая "Живая Церковь", состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами..." [142, с.43]. Как используются обновленцы в большевистской борьбе против православного духовенства мы можем узнать из следующих документов: "Протокол № 2 заседания комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства" от 31.10.1922 г. [142, с.41], "Доклад в Политбюро ЦК РКП о работе антирелигиозной комиссии за период времени с 12 по 24/ХІ-22 г." от 27 ноября 1922 г. [142, с.158-160], "Доклад
Председателя антирелигиозной комиссии Попова" от 12.12.1922 г..
[142 с.228-229], "Доклад о церковниках и сектах за время с 1 июля
по 15 сентября 1923 г." от 18 сентября 1923 г. [145, с.4-5], "Протокол № 15 заседания Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП (б)" [144, с.8]. Исходя из этих документов, можно сделать вывод, что все эти вышеуказанные меры принимались с целью уничтожения РПЦ и присущих ей функций, с перспективой полного искоренения православного вероисповедания как такового. Также необходимо сказать о том, что только в 1922 г., только по опубликованным данным было расстреляно и замучено более восьми тысяч священнослужителей [23, с.18]. С целью дезорганизации церковной жизни, кроме вышеназванной "Живой Церкви", власти основывают и другие обновленческие группы, в частности, Свободную Трудовую Церковь (Москва) и Союз религиозно-трудовых общин (Петроград) [154, с.