РАЗДЕЛ 2
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ
РЕГИОНОВ "ВОСТОК - ЗАПАД"
2.1. Развитие взаимодействия архитектуры и природной среды
Сравнивая архитектуру и природу, крупнейший историк искусства А.И. Некрасов (1885 - 1950 гг.) выдвинул гипотезу об отделении архитектуры от природы, которое произошло потому, что человек, встав на ноги, переменив горизонтальное положение на вертикаль, сам стал вертикальным. Почти все жилища птиц и зверей горизонтальны. В глинобитных и земляных постройках человека мы находим чётко организованую вертикаль (рис. А.2.13 (б).).
В зодчестве Египта в основном господствует горизонталь. Даже египетская пирамида имеет незначительную высоту по сравнению с основанием (1:v5). Главное в египетском зодчестве - подчинение здания природе, иногда путём расположения его ниже скалистого пейзажа, в условиях восприятия ниже горизонта. Например, колоссальное сооружение Дейр-эль-Бахри не царит над природой. Египетские зодчие даже в свободно стоящем храме сохранили признаки былого происхождения от пещеры в скале. Однако масштаб египетского ордера (абстрактного или растительного) теснит человека. Сохранились упоминания о египетских декоративных садах IV - III тысячелетий до н. э., которые размещались во внутренних дворах дворцов и богатых домов, на священных участках храмов (рис. А.2.1). В своих храмовых дворах египтяне открывают архитектурное пространство в природу, двор - часть природы, характер двора долго господствует в восточной и античной архитектуре. Гипостильные залы храмов символизировали рощи деревьев, тесно поставленные колонны очень условно изображали пальмы и лотосы [36, с. 8]. "Связи с природой и подчинению ей служит и аллея сфинксов, усиливая горизонтальные тенденции зодчества" [103, с. 437].
В тесной связи с поглощающим архитектуру пространством ландшафта находились постройки эгейской культуры: широкие, пологие, колоссальные лестницы дворцов поддерживают живую связь с пейзажем, в котором дворец как бы "растворяется". Двухъярусность отдельных частей мало усиливает вертикаль, не несёт строгой организованности.
В зодчестве Индии вертикальные храмы в Бхуванешваре напоминают растения или скалы, окружённые фантастической тропической флорой.
Древняя китайская наука Функ Сой (на Западе Фэн Шуй или геомэкси), изучающая взаимное влияние всего живого и неживого в мире, зародилась около трёх тысяч лет до нашей эры и базируется не на абстрактных умозаключениях, а на практическом многовековом опыте наблюдений за поведением, настроением и здоровьем людей в различном окружении (живая природа, рукотворные формы города, дома, квартиры, конкретного интерьера). Знание правил Функ Сой приносят конкретные, ощутимые результаты, что сделало их популярными особенно в различных видах бизнеса, в деловых кругах и в частной жизни людей на Западе. Например, при проектировании и строительстве 47-этажного здания Hongkong и Shanghai Bank привлекались эксперты Функ Сой, которые настаивали на изменении плана здания. В США есть примеры успешного планирования города и коммерческих центров, обеспечивающих гармонию и баланс энергии: Линкольновский центр и Рокфеллеровский центр вдоль Пятой авеню на Манхэттене. Здания удачно интегрированы в ландшафт с расчётом расположения холмов и прудов.
В архитектуре Дальнего Востока особенно характерны японские дома в окружении искусственных (рукотворных), живописных садов, не противопоставленных архитектуре, а слитых с нею.
Новые веяния в архитектуре XIV - XV вв. были связаны с учением буддийской секты Дзэн (Созерцание), которая призывала не только любоваться природой, но и стремиться увидеть в ней общие законы мироздания. По учению Дзэн, сама природа - это "тело Будды", живое и одухотворённое целое. Приобщаясь к природе, можно найти путь к истине, просветлению. Важным новшеством дзэнских монастырей стали особые символические сады, где на небольшом участке земли художник искусно располагал деревья, кустарники, камни, и у человека, созерцающего сад, создавалось впечатление глубинного пространства. В дзэнских садах обычно не было цветущих растений. Главными элементами композиции сада были камни, тщательно подобранные по размерам и форме, и вода, которая могла быть как настоящим водоёмом или ручьём, так и символической - в виде песка и гальки. Например, дзэнские сады в Киото (сад Рёандзи, вторая половина XV в.). Другая разновидность японских садов - тянива ("чайные сады"), связанные с культом чая и чайной церемонией.
Впервые мы находим сознательное выделение здания из природы, возвышение над ней в зодчестве Месопотамии: дворцы вавилонских, ассирийских и древнеиранских владык, появление вертикальных филёнок, накладок, пилястр, рядов тяг. Дворцы в Месопотамии и Иране возвышаются над окружающим пространством на высоких платформах, подобно статуе на пьедестале. Взойти на платформу можно лишь по довольно крутым пандусам и лестницам (высота платформы - 10-15 м, а платформа дворца Навуходоносора достигала 30 м). Однако при создании висячих садов Семирамиды всё же преобладало подчинение природе. Знаменитые висячие сады Семирамиды в Вавилоне (остатки дворца и садов найдены возле иракского городка Хилле), причисленные к семи чудесам света, создание которых приписывают либо ассирийской царице, либо царю Навуходоносору, размещались на широкой, четырёхъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны массивные кирпичные своды, опиравшиеся на мощные колонны, высота которых достигала высоты в пятьдесят локтей. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинками, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада. На всё это сложное сооружение сверху был настлан толстый слой плодородной земли, в которой росли крупные деревья. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой ши
- Київ+380960830922