Ви є тут

Діастолічна функція лівого шлуночка у хворих на гіпертонічну хворобу II стадії: взаємозв'язок з добовим профілем артеріального тиску та нейрогуморальними факторами його регуляції

Автор: 
Матова Олена Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U004074
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика больных, включенных в исследование

Исследования проведены у 119 больных в возрасте от 32 до 54 лет с ГБ II стадии, находившихся на лечении в отделении гипертонической болезни Института кардиологии им. акад. Н.Д. Стражеско АМН Украины. Из них мужчин - 83, женщин - 36, средний возраст - 47,43±1,13 лет. В контрольную группу были включены 25 здоровых лиц (16 мужчин и 9 женщин), средний возраст которых составлял 46,62±2,29 года. Продолжительность заболевания ГБ в группе больных составила от 2 до 19 лет - в среднем 10,56±1,98 года. Диагноз устанавливался на основании комплекса клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования. Всем больным выполняли исследование общего анализа крови и мочи, биохимическое исследование крови с определением уровня креатинина, липидного спектра, мочевой кислоты, трансаминаз крови (АСТ, АЛТ, КФК), глюкозы, билирубина и содержания общего белка. Физикальное обследование включало электрокардиографию, эхокардиографию, велоэргометрию (при необходимости - холтеровское мониторирование ЭКГ), ультразвуковое исследование органов брюшной полости. При подозрении на заболевания легких выполняли рентгенологическое исследование грудной клетки, для исключения патологии почек - радионуклидную ренографию, по показаниям - внутривенную урографию (9 больным), аортографию (1 больному). При подозрении на поражение надпочечников больным проводили исследование суточной экскреции катехоламинов с мочой и компьютерную или магнитно-резонансную томографию надпочечников (12 больным). Для исключения тиреотоксикоза у 10 больных определяли содержание тироксина и трийодтиронина в крови. У всех больных, участвующих в исследовании, артериальная гипертензия была первичной. Пациенты с ишемической болезнью сердца, патологией почек, эндокринной системы и другими заболеваниями, обусловливающими артериальную гипертензию, в исследование не включали. Исключались также больные с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, с сахарным диабетом, явлениями сердечной и почечной недостаточности, нарушением мозгового кровообращения или перенесенного инфаркта миокарда в анамнезе, поражениями клапанного аппарата сердца, хроническими заболеваниями легких.
При поступлении основными жалобами у больных были: головная боль (97,3 %), головокружение (69,7 %), слабость (48,5 %), реже больных беспокоили неприятные ощущения в области сердца (25,8 %), длительные ноющие боли в левой половине грудной клетки и прекардиальной области (18,3 %), несвязанные с физической нагрузкой, сердцебиение (33,4 %). У части больных при повышении АД возникала тошнота или рвота (12,6 %). На наличие повышенного АД у родителей указывали 55 пациентов (46,2 %). При объективном осмотре отмечалось смещение левой границы относительной тупости от 0,5 до 1,5 см от среднеключичной линии и акцент II тона над аортой. Лабораторные исследования крови не выявили существенных отклонений от нормы, в анализах мочи у 7 % больных определялась незначительная протеинурия. Дальнейшее обследование (УЗИ почек, радионуклидная ренография) не выявило у этих пациентов заболеваний почек, то есть протеинурия у них была обусловлена течением ГБ. У всех больных, включенных в исследование, при осмотре врачом окулистом обнаружены изменения сосудов глазного дна - гипертоническая ангиопатия (сужение артериол различной степени, расширение и извитость венул, феномен перекреста или симптомы Салюса-Гвиста). При ЭКГ-исследовании у пациентов данной группы зарегистрирован синусовый ритм, электрическая ось сердца у 65 % больных отклонена влево, у 17,3 % признаки гипертрофии ЛЖ. На догоспитальном этапе больные в большинстве случаев получали неадекватную и нерегулярную антигипертензивную терапию (79,1 %), которая включала в основном нифедипин, клофелин, адельфан, капотен. 15 больных (12,6 %) на догоспитальном этапе медикаментозное лечение не получали.
Материалом для исследования служила кровь больных и лиц контрольной группы, которую получали путем забора из локтевой вены в 900 утра натощак. За 2 недели до обследования больным отменяли всю медикаментозную терапию. Эхокардиографическое исследование ЛЖ было выполнено у 25 человек контрольной группы и 119 больных, среди которых 76 проводили суточное мониторирование АД, 51 определяли содержание катехоламинов, активность АПФ, уровень иммунореактивного инсулина, глюкозы в крови. В дальнейшем 76 больным была назначена монотерапия исследуемыми препаратами. Обследование проводили до начала лечения и через 2,4 и 8 недель терапии.
Для лечения больных использовали следующие препараты: тиазидоподобный диуретик индапамид, ингибитор АПФ фозиноприл и блокатор АТ1- рецепторов ангиотензина II ирбесартан. Монотерапию индапамидом (индапрес Борщаговского химико-фармацевтического завода, Украина) проводили 24 больному в дозе 2,5 мг в сутки. Фозиноприл (моноприл фирмы "Bristol - Myers Squibb", США) назначали 24 больным. Начальная доза препарата составляла 10 мг в сутки, если через 4 недели не удавалось достичь целевого АД (ДАД < 90 мм рт.ст.), дозу увеличивали до 20 мг в сутки однократно. Ирбесартан (апровель фирмы "Sanofi", Франция) принимало 28 больных, суточная доза 150 мг. В случае отсутствия достаточного снижения ДАД через 4 недели лечения дозу препарата увеличивали до 300 мг в сутки (табл.2.1).
Таблица 2.1
Характеристика больных ГБ II стадии, включенных в исследование в
зависимости от назначаемого препарата
ПрепаратВсегоКоличество
больныхСредний возраст (годы)муж.жен.Индапамид2418645,82±2,13Фозиноприл2417747,31±1,87Ирбесартан2819948,36±1,39
Больные, у которых в ходе монотерапии возникали побочные явления, или те, которые отказывались от дальнейшего приема препарата в виду его неэффективности, или не являлись на плановые осмотры, из исследования исключались.