Ви є тут

Мовна атракція в різних дискурсивних виявах

Автор: 
Фільчук Тетяна Федорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000374
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
Имманентная природа и целенаправленная функциональность языковой аттракции в разных дискурсах

2.1. Публицистический дискурс

Как было уже сказано выше, в конце ХХ века сменились культурная и научная парадигма, система мировоззрений, критерии суждений и оценок. Под воздействием эпохальных изменений и процессов меняется не только художественная литература, но и публицистика, в целом все средства массовой информации (например, работы Б. Есина, Г. Солганика, С. Сметаниной, И. Стама [68; 173-176; 170; 177-179]). Средства массовой информации (в частности пресса) изменились и внешне и внутренне - на уровне подачи материала, тематики, на языковом уровне. Преодолеваются (можно сказать, что были преодолены) стандарты прессы времен тоталитарного государства, когда советская система средств массовой информации была институтом советского общества, его неотъемлемой частью, и информационная картина, создававшаяся советскими средствами информации, была односторонней, так как существовала одна партия, одна идеология, и потому эта картина не соответствовала реальности. На современном этапе происходит деидеологизация и деофициализация содержательного наполнения средств массовой информации, снимаются табу с определенного ряда тем, прежде не подлежащих обсуждению в печати, расширяются источники получения информации. Эти произошедшие изменения связаны со свободой слова, являющейся основным ценностным ориентиром журналистской деятельности, в которой преобладает творческое начало, которое определяет процесс создания текста, его языковые средства и приемы. Свобода слова прессы, средств массовой информации открыла реальные возможности критического осмысления жизни страны в современных условиях, правдивого освещения ее негативных проявлений. За последние годы мир средств массовой информации существенно изменился по структуре, по финансированию, по экономике и по внешнему виду. Новым элементом СМИ стали электронные газеты и информационные агентства, расширяющие свою аудиторию и пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте передачи новостей с телевидением.
На современном этапе развития информация стала одной из основных ценностей в жизни людей. Переход от "нулевой" информационности - профильтрованной, перепроверенной, официальной - тоталитарного общества к информационному обществу является положительным моментом и отражает объективную тенденцию нового витка эволюции цивилизации, который базируется на новых информационных и телекоммуникационных технологиях, новых потребностях и нового образа жизни. Концепция "информационного общества" была выдвинута в конце 60-х - начале 70-х годов Ю. Хаяши. Основная идея этой концепции заключается в том, что производство "информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества" [153:5]. В информационном обществе происходит ликвидация дефицита в различных типах информации. Пресса дает и освещает разнообразные точки зрения, становится плюралистичной и многообразной.
Информация в современном обществе понимается как "мера устранения неопределенности знания у получателя сообщения о состоянии объекта или о каком-то событии" [153:5]. Главным объектом управления в информационном обществе становятся символы, идеи, образы, интеллект, знания. Информация - это знания, находящиеся в постоянном обороте, движении, т.е. такие, которые собираются, хранятся, перерабатываются, передаются и используются (или могут быть использованы) общественной системой. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентировки, для активного действия, для управления в целях сохранения качественной специфики общественной системы, ее совершенствования и развития. Средства массовой информации, в частности газеты, участвуют в общем информационном процессе. Авторы газетных публикаций направляют свою деятельность не только на познание объектов реальной действительности, но и на их ценностное осмысление, на соотношение их с всеобщими культурными ценностями - правовыми, политическими, нравственными, религиозными, эстетическими, этическими, художественными. Средства массовой информации проводят целенаправленную передачу знаний (информации), которые формируют и развивают мировоззрение, вызывают определенные мысли, чувства, желание действовать у читателя.
Получив и усвоив информацию, человек обменивается ею, анализирует ее, иногда сопоставляет, отстаивает свои взгляды, что приводит к утверждению или переосмыслению собственных позиций, пересмотру знаний о мире, изменению собственной картины мира. Средства массовой информации, отображая общественную жизнь, одновременно и творят ее, направляют, заставляют участвовать в ней, формируют ее духовность.
В современной антропоцентрической парадигме гуманитарного знания с неизбежностью актуализируется идеологическая природа речевой деятельности. Р.Барт высказал мысль о том, что "любой политический режим располагает своим собственным письмом, чью историю еще предстоит написать <...> Письмо представляет всякую власть и как то, что она есть, и как то, чем она кажется, оно раскрывает и то, какой эта власть является на самом деле, и то, какой бы она хотела выглядеть..." [17:317]. Идеология* определяет языковую картину мира. Она является текстообразующим фактором публицистического, политического, газетного дискурса. "Всякая власть тогда законна, - замечает Э. Лассан, - когда опирается пусть на провозглашенные ею, но законы, установления, пропагандируемые идеи, т.е. Тексты. Одно и то же общественное событие становится стимулом к созданию ряда Текстов" [111:6]. Любая власть выражается в языке - энкратическом - языке "доксы", который живет, развивается, получает свои характерные черты под воздействием государственных, социальных и идеологических установок; политика "есть не что иное, как кодифицированные знаки, развертываемые при помощи акта высказывания в социально-семиотический процесс - дискурсию" [111:6], а средства массовой информации с помощью языка становятся инструментом, который пере