Ви є тут

Методи та засоби підвищення якості даних в автоматизованих системах організаційного управління

Автор: 
Чухрай Андрій Григорович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000615
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ
НЕОДНОРОДНЫХ И РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ДАННЫХ В АСОУ
2.1. Структура и функции АСОУ
Главной задачей любой АСОУ является обеспечение оптимального функционирования организации посредством правильного выбора целей и путей их достижения, наилучшего распределения заданий между подразделениями и обеспечения их четкого взаимодействия. Решение такой задачи возможно только на основе автоматизации основных этапов управления: сбора и передачи информации об управляемом объекте, переработки информации и выдачи управляющих воздействий на объект управления [85]. Высокая приоритетность таких целей организации как эффективное управление кадровым составом, рациональное планирование поступлений денежных средств и своевременный контроль их расходования определяют первоочередность автоматизации задач финансового планирования, учета кадров, бухгалтерского учета, которые являются общими для всех организаций. Для уменьшения сложности разрабатываемой АСОУ решения этих задач обычно выделяют в соответствующие подсистемы.
Рассмотрим подробнее назначение и функции каждой подсистемы на примере АСУ АФД вуза.
Подсистема "Финансовое планирование" предназначена для автоматизации процессов разработки, контроля и анализа исполнения финансового плана вуза и должна эксплуатироваться ректором, проректором и сотрудниками планово-финансового отдела вуза. К основным функциям подсистемы относятся: 1) планирование, регистрация, контроль и анализ выполнения штатного расписания; 2) планирование, регистрация, контроль и анализ потребления энергоресурсов; 3) планирование, регистрация, контроль и анализ использования бюджетных денежных средств на капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг, выплату заработной платы; 4) планирование, регистрация, контроль и анализ расходования внебюджетных денежных средств; 5) планирование, регистрация, контроль и анализ использования коммунальных услуг; 6) расчет стоимости платного обучения; 7) расчет стоимости аренды помещений.
Назначение подсистемы "Учет кадров" - это автоматизированный учет кадров вуза. Подсистема должна функционировать на базе отдела кадров вуза. В ее состав включаются следующие функции: 1) прием сотрудников и студентов; 2) перевод сотрудников и студентов; 3) прекращение трудовых отношений; 4) составление приказов; 5) учет рабочего времени; 6) поиск информации; 7) формирование отчетов.
Подсистема "Бухгалтерский учет" предназначена для автоматизированного бухгалтерского учета денежных средств вуза и должна эксплуатироваться в бухгалтерии вуза. Она выполняет следующие основные функции: 1) расчет и учет заработной платы, стипендии, отпускных и больничных; 2) учет оплаты обучения студентов-контрактников; 3) учет движения денежных средств в кассе; 4) учет движения безналичных денежных средств в банке; 5) учет материальных ценностей; 6) учет малоценных быстроизнашиваемых предметов; 7) учет основных средств; 8) учет дебиторов/кредиторов; 9) учет командировочных расходов; 10) расчет и учет пособий; 11) формирование главной книги; 12) формирование баланса; 13) формирование отчетов; 14) поиск информации.
Выше были рассмотрены лишь основные функции указанных подсистем. В реальном случае они могут быть расширены. Кроме того, некоторые функции подсистем могут делегироваться другим подсистемам. Так, например, в университете "ХАИ" функция учета рабочего времени включена в подсистему "Бухгалтерский учет", хотя изначально должна реализовываться в составе подсистемы "Учет кадров". Важно отметить, что в любом случае общей информацией всех подсистем являются сведения о сотрудниках вуза. Из этого следует, что в случае неоднородности и независимости названных подсистем данные о сотрудниках будут дублироваться во всех трех подсистемах.
Рассмотрим информационные связи между представленными подсистемами. Как показано на рис. 2.1 между любыми двумя подсистемами существует передача информации о сотрудниках вуза. Раскроем суть связей.

Рис. 2.1. Базовая структура АСУ АФД вуза

В начале каждого года в подсистеме "Финансовое планирование" формируется штатное расписание с указанием количества и содержания вакансий должностей сотрудников. В соответствии со штатным расписанием в подсистеме "Учет кадров" ведется учет заполнения и освобождения вакансий определенными сотрудниками. Приказы отдела кадров, связанные с перемещениями сотрудников, поступают в подсистему "Бухгалтерский учет". На их основании сотрудникам начисляется заработная плата. Данные о выплаченной заработной плате поступают в подсистему "Финансовое планирование", в которой осуществляется регистрация, контроль и анализ выполнения плана. Из приведенного примера цикла АФД следует, что в случае отсутствия комплексного взгляда на автоматизацию базовых подсистем АСУ АФД возникает ряд вопросов, связанных с получением целостной картины по каждому сотруднику, так как необходимо знать, например, какую вакансию он занимает (данные подсистемы "Финансовое планирование"), в каком году получил ученую степень (данные подсистемы "Учет кадров"), сколько ему было выплачено заработной платы за последний месяц (данные подсистемы "Бухгалтерский учет") и т.д. Как правило, эти данные сводятся вручную, что не только противоречит основной цели создания АСУ АФД вуза, но и не дает возможности проводить оперативный анализ АФД. Помимо этого в процессе составления сводных таблиц на основании данных из бумажных документов часто пропускаются, а также вносятся дополнительные, ошибочные данные, так как оператор вынужден переработать большое количество информации за короткий срок.
Итак, в случае неоднородности, распределенности и независимости базовых подсистем АСОУ возникает необходимость их автоматизированной интеграции и повышения качества данных. Для этого, прежде всего, следует рассмотреть конкретные модели данных этих подсистем.

2.2. Модели данных АСОУ
Среди моделей данных особое место занимает м