ГЛАВА 2
Общая характеристика археологических памятников Приднепровской Левобережной Лесостепи
В настоящее время в Приднепровской Левобережной Лесостепи выделяется четыре локальные группы памятников так называемой скифообразной культуры Лесостепи Восточной Европы: ворсклинская, посульская, сейминская и северскодонецкая [Археология СССР...Степи..., 1989, с. 67-79]. В географическом отношении к ним примыкает и Приднепровская террасовая Лесостепь, охватывающая территорию вдоль левого берега Днепра от южных границ Черниговского полесья на севере до долины реки Орели на юге [Ильинская, 1968, с. 172-173; Фиалко, 1994, с. 1-7]. Обитавшие здесь земледельческо-скотоводческие племена имели много общего в характере поселений, системе оборонительных сооружений, домостроительстве, хозяйстве, верованиях. Особая близость прослеживается в культурах Днепровского Правобережья, ворсклинского варианта и частично Приднепровской террасовой Лесостепи, что объясняется единой основой их формирования.
Близость культурных групп Левобережной Лесостепи побудила В.А.Ильинскую объединить памятники Сулы, Псла, Северского Донца и частично Сейма в единую посульско-донецкую группу [Ильинская, 1970, с. 28]. Однако результаты исследования погребального обряда скифского периода в Левобережье, с одной стороны, подтверждают реальность отмеченного выше деления [Щегленко, 1983; Бандуровский, Буйнов, 2000], а с другой, позволяют согласиться с мнением А.А.Моруженко о существовании в Днепро-Донском лесостепном междуречье одной историко-культурной общности племен раннего железного века [Моруженко, 1989].
Среди многих проблем, связанных с изучением локальных групп скифообразной культуры Левобережной Лесостепи, наиболее сложной и актуальной была и остается проблема их этнической атрибутации. За более чем 200-летний период развития скифологии были высказаны самые различные гипотезы. Одни исследователи видели в местном населении собственно исторических скифов (скифов-земледельцев или скифов-кочевников), другие относили его к этносам не скифского происхождения [Доватур, Каллистов, Шишова, 1982, с. 350-362; Нейхардт, 1982, с. 120-136; Археология СССР...Степи..., 1982, с. 40-48, 74-79].
Последняя гипотеза в современной науке нашла наибольшее число сторонников. К ним принадлежит и автор данного исследования. При этом, как нам представляется, наиболее убедительный вариант в локализации племен Скифии, упомянутых Геродотом в V в. до н.э., был предложен Б.Н.Граковым [Граков, 1971, с. 14], а в последующие годы поддержанный Б.А.Шрамко, Б.Н.Мозолевским и другими учеными [Шрамко, 1975, с. 65-85; 1987, с. 156-163; Мозолевский, 1990, с. 136; Моруженко, 1990, с. 57-59]. Согласно их выводам, в бассейне Северского Донца проживали меланхлены, в Поворсклье - гелоны, будины и частично невры, а на Псле, Суле и Сейме - будины. Немногочисленные памятники степного облика (подкурганные погребения в катакомбах), оставленные кочевым скифским населением, зафиксированы только в районе г.Борисполя и на южной окраине Левобережной Лесостепи [Бойко, 1990, с. 21-22; Фиалко, 1994, с. 21; Бандуровский, Буйнов, 2000, с. 37-38, 117]. Основное же количество городищ, селищ и курганных могильников, принадлежит местному, не скифскому земледельческо-скотоводческому населению.
2.1. Городища
В результате многолетних исследований в бассейнах Ворсклы [Ляпушкин, 1961; Ковпаненко, 1967; Моруженко, 1975; Сидоренко, Махно, Телегин, 1982; Шрамко, 1987], Псла [Ильинская, 1957; Гавриш, 2000], Сулы [Іллінська, 1949; 1965], Сейма [Пузикова, 1981] и Северского Донца [Шрамко, 1962; 1998] было обнаружено более 80 городищ (рис. 1). Они располагались по берегам небольших рек на мысах и останцах коренного берега, ограниченных оврагами. Форма их разнообразна и определяется конфигурацией самого мыса или возвышенности. При выборе места учитывалась возможность использования определенного рельефа в хозяйственных и оборонительно-военных целях, особенности грунта и наличие источников воды. Почти все городища находятся в зоне крупных лесных массивов. Среди лесов и небольших речушек, вдали от основных водных путей, они были менее заметны и более недоступны для неприятелей.
На основании исследований А.А.Моруженко, все известные городища Лесостепного Левобережья можно подразделить на две группы: мысовые и расположенные на краю плато [Моруженко, 1975; 1985].
Внутри 1-й группы в зависимости от характера оборонительных сооружений выделяется 10 типов городищ.
1) без предградий, защищенные валом и рвом со стороны плато равномерно расположены по всему Левобережью, но чаще всего в бассейне Сейма, Псла и Северского Донца;
2) с укреплениями из нескольких валов и рвов со стороны плато в бассейне Сейма, Псла и Северского Донца;
3) городища, состоящие из основного укрепления и предградья, защищены валом и рвом с напольной стороны зафиксированы на территории всего региона;
4) аналогичны предыдущему типу, но с дополнительными укреплениями (Донецким в бассейне Северского Донца);
5) состоящие из главного двора, двух, трех предградий и дополнительных укреплений открыты на Суле и Северском Донце;
6) с одним главным двором - на Сейме, Псле, Ворскле и Северском Донце;
7) с одним главным двором и дополнительными укреплениями для защиты входа в Посулье;
8) с главным двором и предградьем - в бассейне Северского Донца и Псла;
9) городища с дополнительными укреплениями входа - на Ворскле и Суле;
10) с двумя предградьями в бассейне Ворсклы и Северского Донца.
Укрепленные городища 2-й группы, расположенные преимущественно на краю плато, по характеру фортификационных сооружений представлены тремя типами:
1) с валом и рвом только с напольной стороны - у с.Грашков в Поворсклье;
2) с одним предгорьем, валом и рвом с напольной стороны - на Северском Донце и Псле;
3) с круговой обороной - в бассейне Северского Донца, Сулы, Ворсклы.
Большинство раскопанных валов имело деревянные конструкции двух типов: 1) деревоземляные сооружения, устроенные на уровне дневной поверхности
- Київ+380960830922