Ви є тут

Особливості психологзму та жанрова своєрідність "Театрального роману" М.Булгакова

Автор: 
Полякова Євгенія Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U001182
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В "ТЕАТРАЛЬНОМ РОМАНЕ"

2.1. Внешний концентрический и внутренний интенциональный сюжеты романа

На современном этапе исследования концепции мира и человека в художественном произведении литературоведение тесно взаимодействует с культурологией, философией и психологией литературы, социологией, что явилось плодотворным результатом поиска нового, глубинного понимания авторского мировидения. Опираясь на обогащенный разнообразными знаниями о мире и человеке литературоведческий подход, предлагаем рассматривать "Театральный роман" М. Булгакова как литературное произведение, в котором моделируется универсум во всем его объеме. Интерпретацию булгаковской концепции мира и человека следует связать с контекстом всего творчества автора, но ограничимся пока лишь "Театральным романом". Ответить на вопрос о том, кто же такой Максудов, не так уж и просто. Это драматург, сочинитель современной пьесы "Черный снег", он попадает в театр и погружается в круговерть таинственных событий. Но взгляд на Максудова только как на личность, способную всего лишь наблюдать и фиксировать свои наблюдения, смешные и одновременно серьезные, является поверхностным, так как нельзя игнорировать тот факт, что Максудов - персонаж, который несет в себе черты человека нового времени, познающий субъект, которого затмил его собственный разум или абсолютный разум Вселенной. Подтверждение этому находим в романе: важным структурообразующим приемом является прием введения интенционального сюжета, который включает последовательные этапы интеллектуальной и духовно-практической деятельности Максудова.
Итак, концепцию мира и человека можно обосновать информацией, которая заложена непосредственно в тексте, в трех "вопрошающих" узловых моментах интенционального сюжета: зачем нужны Максудову как творцу креативно-катарсические переживания, как они воздействуют на психику творца и почему сопровождают драматическую ситуацию самопознания; зачем автору понадобились "двойники", сквозь строй которых он смотрит на себя; что представляет собой попытка Максудова выйти на зримый, ощутимый контакт с "вымышленным читателем"? Эти три уровня функционирования интенционального сюжета отвечают логике развития грандиозного конфликта между креативными возможностями (творческим потенциалом) и интровертированностью, что ведет к философской антропологической постановке вопроса: остается ли в итоге творец творцом?
Перед рассмотрением функционирования в романе внутреннего интенционального сюжета кратко остановимся на основных перипетиях внешнего сюжета. Этот сюжет представляет цепь определенных событий, показывает жизнь персонажа в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах. Герой оказывается вовлеченным последовательно в четыре микромира, которые совпадают с его непосредственными перемещениями в пространстве.
До того, как влиться в мир театра, Максудов пытался реализовать свое "я", творческий потенциал в трех замкнутых пространствах, напоминающих лабиринты с внезапными тупиками, из которых не так уж легко выбраться. Нейтральное отношение было у героя к миру "первому", к той университетской лаборатории с ее вытяжным шкафом и колбами на штативах, которая ничем не была примечательной. Максудов мечтал стать писателем, и у него, по его же воспоминаниям, открылась возможность в "Пароходстве" реализовать свои творческие способности. Но этот второй "микромир" не мог прославить Максудова, в котором возникло стремление возвыситься над людьми, проявить себя как человека особенного, знающего истину: "Дело в том, что, служа в скромной должности читальщика в "Пароходстве", я эту свою должность ненавидел и по ночам, иногда до утренней зари, писал у себя в мансарде роман" [18, с.355]. Герой переживает несоответствие между желаемым и действительностью, ощущает внутренний дискомфорт, ведь ни в прошлом, ни в настоящем у него нет никаких дорогих, близких сердцу реалий. Он размышляет: "Всю жизнь служить в "Пароходстве"? Да вы смеетесь! Всякую ночь я лежал, тараща глаза в тьму кромешную, и повторял - "это ужасно". Если бы меня спросили - что вы помните о времени работы в "Пароходстве", я с чистой совестью ответил бы - ничего. Калоши грязные у вешалки, чья-то мокрая шапка с длиннейшими ушами на вешалке - и это все" [18, с.361].
Через неприятие мира "Пароходства" проглядывает суть характера Максудова: он критически относится к действительности и к самому себе, чувствует внутренние нереализованные возможности для создания в жизни чего-либо большего, чем серая, скучная, однообразная работа по заказу. Его страдания вызваны тем, что условия жизни, работы не дают развиваться, заставляют ежедневно ощущать свою серость и обреченность на такое же безынтересное существование, как и у других. Более того, само место проживания Максудова ничем не может изменить его мрачного настроения, и он так воспринимает пространство своей квартиры: "омерзительная комната", "проклятая квартира", а лампочка "противная и назойливая". На пачке газет сидит тощая старая кошка с круглыми глазами - это единственное существо, полюбившееся Максудову.
"Мир мнимостей и пустоты" - таким оказался третий микромир, в который попадает наш герой, и этот мир очень сильно разочаровал Максудова, его возвышенные представления, эстетические чувства. Мы предполагаем, что булгаковский герой, выступающий в произведении писателем-неудачником, несет в себе характерные черты "болезни стресса", болезни, связанной с психическими отклонениями и с крушением воли жить. Это было вызвано постепенным накоплением стрессовых раздражителей и расщеплением, "самосгоранием" системы психологической защиты. Известно, что пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившиеся у человека представления о мире и о себе, он живет в согласии с самим собой. Совпадение идеального представления о себе с реальным определяет душевное благополучие человека. Когда намечается расхождение, возникает внутреннее напряжение, побуждающее изм