раздел 2.1).
Большинство исследователей УЩ считают, что основные гранулиты развиты в низах коры повсеместно. С учетом приведенных выше данных об условиях распространения в коре магнетита [41-43,51,67-69,104], такое предположение не приведет к изменению намагниченности нижней коры. Многие зарубежные исследователи считают, что эклогитовый состав нижней коры - немагнитный [178].
Подбор модели И.К. Пашкевич, М.И. Орлюком и др. вдоль геотраверса с использованием полученных для РМА оценок по расчетным сечениям показал, что в гранит-зеленокаменных и гранито-гнейсовых блоках кровля второго - гранулито-гнейсового слоя - часто совпадает по глубине залегания с поверхностью К2. Подошва гранулито-гнейсового слоя с намагниченностью 0,5-0,7 А/м расположена (по результатам моделирования) на глубине около 30 км. Намагниченность гра-
нитного слоя и нижней коры не превышает 0,2 А/м.
Кроме рассмотренной магнитной модели по IV геотраверсу, диссертантом было выполнено двухмерное моделирование и по XI профилю ГСЗ (рис 1.1). Многоярусный характер региональной составляющей хорошо визуально устанавливается вдоль расчетного профиля (рис. 2.12). Интенсивность и морфология аномалий магнитного поля характеризуют самый верхний магнитоактивный гори-зонт, который был отнесен по отношению к РМА к классу аномалий - "помех" и исключен при интерпретации регионального магнитного поля, структура которого является также сложной.
Для характеристики выделяемых магнитоактивных горизонтов (слой второй и третий) были использованы карты трансформированного магнитного поля (на уровни 10 км и 20 км), позволившие сделать предположение о распределении магнитных масс в пределах этих слоев по латерали. При этом наиболее магнитоактивным горизонтом в разрезе земной коры является слой II ("гранулито-гнейсовый" или "диоритовый" слой). Морфология его свидетельствует о значительной дифференциации магнитовозмущающих тел по величине намагниченности. На начальном этапе построения модели параметры тел определялись с помощью аналитических формул для тел простой формы. Для этой цели использовались изометричные аномалии размерами в поперечнике 10-15 км и интенсивностью 200-400 нТл. Вычисленная глубина залегания верхних кромок тел составила 3,5-4 км. Нижняя кромка магнитных масс, показывающая мощность II-го магнитоактивного слоя, составила 15-18 км. Значения глубин (верхних и нижних кромок) были использованы при построении начальной модели разреза по профилю XI ГСЗ. Результаты подбора по профилю показывают, что намагниченность тел во II-ом слое изменяется от -2,5 (условно "обратное" намагничение) до 2,5 А/м.
Для характеристики III-го магнитоактивного слоя (условно "базальтовый") расчеты параметров тел произведены, как и для слоя II, по магнитному полю, пересчитанному на уровень 30 км. По отдельным изолированным аномалиям определены глубины до верхних (15 ?3 км) и нижних (35-40 км) кромок аномалиеобразующих
масс, на основе которых установлена мощность III-го магнитоактивного слоя, использованная при составлении магнитной модели земной коры.
Наиболее простая структура магнитного поля отмечается на уровне 50 км, отражающем влияние самого нижнего (четвертого) магнитоактивного слоя. В северной части площади выделяется обширная положительная аномалия, состоящая из двух изолированных максимумов - западного и восточного с интенсивностью, соответственно, 75 и 45 нТл с размерами в поперечнике около 100 км и глубиной залегания верхней кромки 35 и 45 км. Глубины залегания магнитоактивных тел, рассчитанные по этим аномалиям, согласуются с глубиной до поверхности Мохо в данном районе. Исследования, выполненные З.А. Крутиховской [69], показали, что она, по всей видимости, не является существенно магнитоактивной границей. Аномальный региональный эффект, если он и обусловлен формами рельефа этой поверхности, не может полностью объяснить интенсивность и структуру магнитного поля даже в предположении достаточно высокой однородной намагниченности нижней коры. Очевидно, здесь имеет место резкая дифференциация намагниченности приподнятой до 30-35 км поверхности Мохо по латерали, где рассчитанные значения Iэф., составляют величину от 0 до 5 А/м.
2.2.5. Геотермическая составляющая модели. Как известно, щитам, свойственны несколько пониженные значения температур. На исследуемых глубинах в 25 -30 км и составляют приблизительно 300-350°, что недостаточно для образования зоны расплавления. Если принять во внимание, что тепловой поток имеет глубинную природу, то предположение о том, что процесс разогрева вещества, при продвижении снизу фронта теплового потока начался недавно [89,163] и еще не достиг исследуемых глубин, по-видимому, является правильным, тем более известно, что при "остановке" зоны плавления в пределах мантии увеличение потока не согласуется с наблюденным.
По экспериментальным данным [54,102] значение электропроводности резко увеличивается в гранито-гнейсовом слое, начиная с 20 км при температуре 250-300°С и продолжает увеличиваться в гранито-базитовом и гранулито-эклогитовом слоях до глубин 60 км, где температура составляет 500-550°С. Отметим, что глубины хорошо совпадают с геотермическим профилем щита [32,70,76-79]. Приведенные данные позволяют в какой-то мере предположить отсутствие повышенного теплового поля в УЩ на глубинах 25-30 км. Это свидетельствует о том, что повышенный слой электропроводности на этой глубине является результатом переходных процессов метаморфической переработки консолидированной коры.
Нижний слой земной коры, согласно мнения И.А. Резанова, может быть представлен пироксен-плагиоклазовыми гнейсами, которые в условиях высоких давлений и температуры подвергаются процессу эклогитизации, охватывающему основные и ультраосновные породы. Ранее [137] отмечались переходы от эклогита через промежуточный состав к гранатовому перидотиту. Повышенное значение электропроводности в зоне контакта коры и мантии, вероятно, связано с глубинными переходными процессами, с частичным плавле