РАЗДЕЛ II
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ
2.1. Организация и этапы эмпирического исследования
Цель и задачи эмпирического исследования определили следующие его этапы: подготовительный, диагностический, математико-статистическая обработка и интерпретация полученных данных.
На подготовительном этапе создавался комплекс психодиагностических методик, адекватных предмету исследования: четырехмодальностный тест-опросник эмоциональности [159]; тест-опросник общительности [158, 159]; шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттелла [106, 154]; методика исследования социального интеллекта (адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) [109]. Кроме того, был создан тест-опросник коммуникативной креативности [161].
На этом этапе была определена репрезентативная выборка (выборка исследования и выборка стандартизации). При определении основной выборки мы ставили перед собой задачу включить в выборку: а) представителей социономических профессий, находящихся на разных этапах профессионального становления; б) испытуемых разных возрастных групп. Основную выборку составили две подвыборки (группы испытуемых). В первую подвыборку вошли студенты Южноукраинского государственного педагогического университета очного обучения 2, 3, 4, 5 курса педагогического факультета (55 человек, в возрасте от 18 до 22 лет) и 4 курса педагогического колледжа (26 человек, в возрасте от 18 до 20 лет). Во вторую - слушатели факультета "Психология" Южноукраинского государственного педагогического университета (97 человек, в возрасте от 22 до 40 лет).
Всего в исследовании принимал участие 375 человек. Для проверки главной гипотезы нашего исследования в основную выборку вошли 178 человек. В выборку стандартизации вошло 197 человек.
Второй этап - собственно эмпирический. Задачами этого этапа являются:
1) диагностика когнитивных, эмоциональных, содержательно-личностных и поведенческих показателей коммуникативной креативности;
2) диагностика широкого спектра черт личности, гипотетически связанных с показателями коммуникативной креативности;
Третий этап - обработка, анализ и обсуждение полученных результатов.
Количественный, т.е. математико-статистический анализ данных направлен на поиск взаимосвязей между изучаемыми показателями (корреляционный анализ) и их симптомокомплексов (факторный анализ).
Качественный анализ предполагает:
1) группировку испытуемых по определенному признаку: а) с разной степенью выраженности общего показателя коммуникативной креативности; б) с определенной эмоциональной диспозицией, т.е. типом эмоциональности (метод асов, профили);
2) изучение специфики коммуникативной креативности, общих закономерностей и индивидуальных особенностей ее проявления.
2.2. Подходы к эмпирическому изучению коммуникативной креативности
2.2.1 Краткий обзор методик, диагностирующих креативность и коммуникативность
Прежде чем излагать стратегию и результаты создания оригинальной методики, рассмотрим основные тенденции в области диагностики креативности и коммуникативности (общительности).
Интерес к диагностике способности к творчеству обозначился уже в 1950 году и воплотился в "психометрическом подходе" к исследованию креативности, главными идеологами которого стали Дж. Гилфорд и Э. П. Торренс [205]. Основным методом исследования выступал психологический эксперимент, целью которого являлся поиск нестандартного решения творческих задач. При этом экспериментальная задача отражала основные тенденции в данной области исследований.
С тех пор накоплен многообразный эмпирический материал, разработано немало теоретических концепций и средств диагностики креативности. Все многообразие подходов к изучению креативности можно рассматривать в русле трех основных направлений: креативность как процесс, как продукт деятельности и как характеристика индивида со стороны творческих способностей и личностных качеств [40].
При изучении креативности как процесса основное внимание уделялось анализу общих закономерностей протекания мыслительных процессов, определяющих специфику создания нового продукта, основных стадий творческого процесса и типов творческого мышления.
В соответствии с определением креативности через продукт деятельности особое значение придается выделению тех критериев, соответствие которым позволяет признать ее творческой. В качестве таковых чаще всего называют новизну, адекватность, преодоление стереотипного подхода, неочевидность значения [63]. Поскольку подобные характеристики применимы только в отношении истинного творческого прорыва, они оказываются малопригодными в качестве критериев оценки продукта деятельности испытуемого в условиях психологического эксперимента. Вместо указанных критериев чаще всего применяются предложенные Дж. Гилфордом характеристики беглости, гибкости, оригинальности (в качестве показателя которой часто используется статистическая редкость ответа), степени проработки решения, для которых существуют более-менее объективные индикаторы. Нередко при определении степени оригинальности или креативности продукта деятельности исследователи опираются на внешнюю оценку независимых экспертов [49]. Таким образом, оценка продукта при таком подходе не совсем корректно распространяется на личность в целом.
Дж. Гилфорд был одним из первых исследователей, начавших систематическое изучение креативности с позиций дифференциальной психологии и использовавших тесты. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. На основе теоретических предпосылок Гилфорд и его сотрудники разработали тесты, диагностирующие преимущественно дивергентную продуктивность, из них 10 - вербальную креативность и 4 - невербальную. Программа Дж. Гилфорда по исследованию креативности была продолжена Э. П. Торренсом. Он сгруппировал разработанные им тесты в тр