Ви є тут

Трансформація органів влади Другої Речі Посполитої (1921-1939 рр.)

Автор: 
Бочаров Сергій Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004241
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ ВТОРОЙ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

2.1. Структурная и функциональная модернизация Сейма и Сената

Парламентаризм Речи Посполитой имеет давнюю историю, уходящую кор-нями в средние века. Спустя три месяца после создания нового Польского государства, в феврале 1919 года, в нём был создан центральный орган законодательной власти - Учредительный сейм. Он сразу же занял доминирующее положение в политической жизни страны и приступил к формированию новой системы государственного правления. Учредительный сейм принял 17 марта 1921 года Конституцию страны, которая в общих чертах определяла принципы функционирования новой политической системы, получившей в польской историографии название "парламентской демократии".
В соответствии с Мартовской конституцией парламент состоял из верхней и нижней палаты - Сената и Сейма, которые являлись "органами народа в сфере законодательства". Депутаты сейма и сенаторы избирались на всеобщих, тайных, пропорциональных и равных выборах сроком на 5 лет [66].
Более конкретно методы формирования обеих палат парламента были определены в избирательных законах, принятых Учредительным сеймом в июле 1922 года. Из 444 мест в Сейме 372 отводилось депутатам, избранным по спис-кам, составленным в избирательных округах, 72 - избранным по общегосударственным спискам; в эти списки входили кандидаты, предложенные политическими партиями, организациями или инициативными группами [67]. В выборах депутатов могли принять участие все граждане страны, достигшие двадцати одного года; кандидату в депутаты сейма должно было исполниться двадцать пять лет [68].
Выборы в Сенат принципиально не отличались от выборов в Сейм. Верхняя палата парламента состояла из 111 мест, 93 сенатора избирались по спискам избирательных округов, 17 сенаторов - по общегосударственным спискам [69]. Сенатором мог стать гражданин страны, достигший сорокалетнего возраста, возрастной ценз для избирателей составлял тридцать лет [70]. Вся страна была поделена на 64 избирательных округа для выборов в Сейм и 17- в Сенат.
Мартовская конституция предоставила право участия в выборах всем категориям граждан, за исключением военных, находившихся на действительной службе [71].
Такая избирательная система давала преимущество крупным общенациональным партиям, так как они могли выдвинуть своих кандидатов во всех избирательных округах через партийные списки.
Организована работа парламента была вполне традиционно. Парламентарии избирали руководство палат - маршалов сейма и сената и их заместителей (вице-маршалов), создавали постоянные и временные следственные комиссии. Созывал, открывал, закрывал и откладывал сессии парламента Президент. В ходе работы депутаты и сенаторы должны были собираться на открытых и закрытых заседаниях [72].
Депутаты и сенаторы являлись "представителями всего народа" и не были обязаны выполнять требования своих непосредственных избирателей. На всех народных избранников распространялся парламентский иммунитет на период работы в высшем законодательном органе страны, к уголовной и административной ответственности их можно было привлечь только с согласия Сейма. Парламентарии должны были получать от государства командировочные выплаты и пользовались правом бесплатного проезда в городском транспорте [73].
Законодатели не могли занимать другие посты на платной государственной службе, но это правило не распространялось на министров, их заместителей и профессоров высших учебных заведений [74]. Таким образом, Конституция не предусматривала полного разграничения ветвей власти и открывала перед парламентариями возможность непосредственно участвовать в работе кабинета министров.
Важнейшая задача парламента состояла в принятии законов. Конституция гласила: "Нет законов без согласия Сейма" [75]. Никакой другой орган власти не мог принимать законодательные акты, равные по силе парламентским законам. Процедура принятия законов была следующей: Сейм принимал закон простым большинством голосов, причём, в голосовании должно было принять участие от одной до двух третей депутатов от их общего числа, в зависимости от характера рассматриваемого закона. Затем этот документ поступал на рассмотрение в Сенат, который в течение тридцати дней должен был его либо принять простым большинством голосов, либо отправить на повторное рассмотрение со своими предложениями в нижнюю палату. В последнем случае Сейм мог отклонить предложения Сената и утвердить закон в изначальном виде большинством голосов в соотношении 11/20. После этого документ поступал к Президенту, который был обязан его подписать и опубликовать в течение тридцати дней в Законодательном Вестнике Речи Посполитой. Закон вступал в силу с момента опубликования в Вестнике, если Сейм не определял другой срок его вступления в силу [76].
Как мы видим, Сенату и Президенту в законотворческом процессе отводилась второстепенная роль. Они не обладали правом вето, и Сейм мог принять любой закон без их согласия.
Ещё одна важная функция парламента заключалась в формировании исполнительной власти и осуществлении контроля над её деятельностью. Все парламентарии в количестве 555 человек входили в состав Национального собрания, которое избирало Президента страны простым большинством голосов. Мартовская конституция не предусматривала прямого участия парламента в формировании правительства, но предоставила ему широкие полномочия в сфере контроля над деятельностью кабинета министров. Совет Министров нёс солидарную, а министры индивидуальную ответственность перед парламентом. Сейм мог отправить в отставку как всё правительство, так и отдельных министров. Кроме того, Сейм мог привлечь к конституционной ответственности любого министра. Министры несли ответственность пер