Ви є тут

Моделі і засоби ефективного застосування штрихкодової ідентифікації в автоматизованих системах

Автор: 
Голуб Володимир Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004411
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2

РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ШТРИХОВЫХ КОДОВ

2.1. Оптимизация структуры штрихкодового
идентификатора почтового отправления
Подсистема штрихового кодирования является важнейшей составной частью автоматизированной системы регистрации и контроля прохождения почты. Применение штриховых кодов для автоматической идентификации почтовых отправлений при автоматизации технологических процессов в почтовой связи продемонстрировало свою эффективность в мировой и отечественной практике. При этом обеспечивается возможность автоматического считывания информации относительно недорогими техническими средствами, значительное уменьшение трудозатрат на ввод информации в систему. Примером одной из систем, в которой используется штрихкодовая идентификация объектов материального потока, является автоматизированная система регистрации, обработки и контроля прохождения регистрируемой почты (АСРК-РП), структурная схема которой приведена в разделе 1 (рис.1.1).
В отделении связи ярлыками со штриховым кодом маркируются следующие почтовые отправления:
- посылки (вместе с посылкой может маркироваться также и сопроводительный адрес ф.116);
- заказные (рекомендованные) письма и бандероли;
- ценные письма и бандероли;
- исходящие международные посылки;
- исходящие международные письма и бандероли, мелкие пакеты.
Информация о принятых и маркированных почтовых отправлениях передается по каналам связи от одного объекта почтовой связи к другому в направлении прохождения почтового отправления с соответствующей регистрацией в распределенной базе данных автоматизированной системы. Перечень реквизитов почтового отправления, наносимых на него символами ШК и передаваемых по каналу связи, не является постоянным и зависит от структуры всей системы.
В целом почтовое отправление в системе описывается такими реквизитами:
- вид (категория почтового отправления);
- номер почтового отправления;
- ценность;
- вес;
- фамилия, почтовый адрес и индекс отправителя;
- фамилия, почтовый адрес и индекс получателя;
- номер документа на группу, мешок и т.д.
Штрихкодовое обозначение может содержать все или определенную часть указанных реквизитов. У каждого из вариантов имеются свои преимущества и недостатки. Критерием оценки указанных вариантов целесообразно выбрать стоимость при соблюдении необходимых ограничений на показатели качества и технологию обработки почтовых отправлений.
Сформулируем задачу выбора варианта структуры штрихкодового обозначения почтового отправления, исходя из технологических и экономических соображений. Будем считать, что вся информация о реквизитах почтового отправления содержится в атрибутах .
Автоматизированная технология обработки почтовых отправлений предполагает различные варианты передачи информации, содержащейся в атрибутах . Так, вся информация может быть передана по каналу связи, а на самом почтовом отправлении должен присутствовать только код, идентифицирующий его и связывающий с передаваемым по каналу связи сообщением. Другим крайним случаем может быть нанесение всей информации с помощью символов штрихового кода на ярлык, приклеенный к почтовому отправлению, а по каналам связи передается только его идентификатор. Можно также использовать комбинацию этих способов - часть атрибутов передавать по каналу связи, а остальные - наносить на ярлык, присоединенный к почтовому отправлению. Отметим, что желательно было бы иметь на ярлыке всю информацию о почтовом отправлении. Однако, это связано с резким увеличением расходов на нанесение информации на почтовое отправление и поэтому в большинстве случаев нецелесообразно.
Для разработки эффективного варианта технологии обработки почтовых отправлений необходимо выбрать способ передачи информации о почтовом отправлении.
Рассмотрим особенности приведенных вариантов передачи информации. Нанесение символов штрихового кода на ярлык связано с расходом тонера и бумаги, причем с увеличением длины сообщения эти расходы возрастают. Однако основными являются расходы на оборудование, которое используется для ввода информации при приеме почтового отправления, т.е. при нанесении ШК в оперативном режиме. С другой стороны, так как размеры почтового ярлыка ограничены, то увеличение длины сообщения приводит к необходимости уменьшения ширины единичного модуля штрихового кода. Следствием этого будет снижение надежности нанесения, считывания и обработки информации.
При этом наносимую на ярлык информацию можно разделить на две части. К первой части относятся данные, которые можно подготовить заранее - атрибуты с уникальным номером почтового отправления, его видом, категорией, особыми отметками, индексом предприятия связи - отправителя. Все эти данные можно нанести на ярлыки символами ШК централизованно в типографии и хранить достаточный запас таких ярлыков в каждом почтовом отделении. Для формирования таких данных об отправлении необходимо нести затраты не менее С1.
Затем, с увеличением количества реквизитов и ростом длины сообщения, эти затраты возрастают следующим образом. Размещение на ярлыке индивидуального номера почтового отправления, индекса отправителя и контрольного разряда влечет за собой практически линейный рост затрат от длины сообщения. Обозначим через К0 коэффициент при переменной в этой линейной зависимости. Добавление информации о виде почтового отправления на ярлык связано с более сильным возрастанием затрат, так как для каждого заранее заготовленного ярлыка с номером почтового отправления и индексом отправителя следует напечатать несколько вариантов, соответствующих различным видам почтовых отправлений. Таким образом, на этом промежутке затраты в зависимости от длины сообщения станут линейными с коэффициентом K1=l0 ·K0., где l0 - количество различных видов почтовых отправлений. Размещение на ярлыке каждого нового атрибута (категории, разряда почтового отправления, особых отметок) будет связано с увеличением скорости роста затрат