РАЗДЕЛ II
ОРГАНИЗАЦИЯ МТО ТОиР ВС И СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Постановка задач ТОиР ВС и сервисного обслуживания
Особенности конструкции современных типов ВС, применение новых материалов, оснащение ВС современным радиоэлектронным оборудованием обусловили высокую стоимость ВС. В связи с этим экономическая целесообразность его эксплуатации возможна лишь при полной реализации его эксплуатационных свойств и обеспечении максимально-возможного среднегодового налета на среднесписочный ВС.
Располагаемый годовой налет зависит от структуры и продолжительности простоев на ТО и на устранении неисправностей, а потребный - от структуры рейсов. Максимально возможный годовой налет реализуется при равенстве потребного и располагаемого налетов.
Установлено, что максимальный налет может быть достигнут при полном соответствии заявленных эксплуатационных характеристик реальным. Реализация указанного налета возможна при условии, что предусматривается использование исправных ВС с минимальными технологическими промежутками между рейсами.
2.2. Принципы реализации технической эксплуатации ВС
Реализация концепции системы ТЭ современных типов ВС, обеспечение интенсивной и экономичной эксплуатации базируется на следующих принципах:
1. Принцип динамического управления системой ТЭ парка ВС.
2. Принцип концентрации средств и ресурсов производства, который заключается в том, что структура производственных предприятий СТЭ парка ВС формируется на базе крупных, экономически самостоятельных специализированных производств-Центров ТОиР, организованных на основе интеграции эксплуатационных предприятий ГА и ремонтных производств в кооперации с предприятиями промышленности.
3. Принцип единства информационного обеспечения, который заключается в том, что построение всей системы информационного обеспечения парка ВС осуществляется на едином подходе организации оптимальных сетей информационного обеспечения каждого уровня управления деятельностью авиапредприятия и объединенных в комплексную автоматизированную информационно-управляющую систему.
4. Принцип формирования заинтересованности всех предприятий и организаций, объединенных СТЭ парка ВС, в повышении эффективности всех аспектов ее деятельности. Этот принцип должен быть рекомендован на основе единого экономического механизма деятельности СТЭ парка ВС.
5. Принцип адаптивности технологического обоснования процессов ТЭ парка ВС. Его реализация базируется на современных концепциях формирования программ ТОиР и адаптивных механизмах .управления процессами реализации ТОиР. Данный принцип обуславливает всемерное внедрение прогрессивных методов эксплуатации и стратегий ТОиР технологических процессов и методов управления их реализацией.
2.3. Обобщенная структура технической эксплуатации парка ВС
Предлагаемая обобщенная структура системы ТЭ парка ВС выглядит следующим образом.
Основными компонентами системы ТЭ парка ВС являются:
- органы Государственного управления (CAA);
- эксплуатационные предприятия;
- предприятия-поставщики АТ;
- предприятия, проводящие ремонт;
- учебные заведения;
- посреднические организации и предприятия, оказывающие отдельные виды услуг эксплуатационным и ремонтным предприятиям.
1. Органы Государственного управления обеспечивают:
- формирование и проведение государственной политики в области ТЭ;
- сертификацию и государственную регистрацию парка ВС и другой АТ, Центров ТОиР, ремонтных предприятий, технологических процессов, специалистов, учебных заведений, нормативно-технической документации;
- государственный надзор за техническим обеспечением БП.
2. Эксплуатационные предприятия обеспечивают ТЭ ВС в соответствии с требованиями ЭТД.
Основными производственно-структурными звеньями в системе ТЭ современных типов ВС являются организации по ТО и Центры ТОиР, предназначенные для непосредственного выполнения всего комплекса работ, реализуемых в системе ТЭ.
Центры ТОиР могут быть как самостоятельными предприятиями, обеспечивающими проведения всего комплекса работ по ТОиР на основании договоров с предприятиями-владельцами ВС, так и структурными подразделениями авиакомпании, на базе организаций по ТО, предоставляющие коммерческой службе авиакомпании исправные ВС в соответствии с согласованным графиком и гарантирующие исправность ВС в течение заданного налета между обслуживаниями.
В отношениях собственности ВС Центры ТОиР могут быть как владельцами ВС, так и производить ТО ВС, принадлежащих другим владельцам.
Основным документом, подтверждающим право Центров ТОиР на производство работ по ТОиР АТ, является Лицензия, выдаваемая органом Государственного управления после сертификации основных технологических процессов, и Государственная регистрация.
С целью координации деятельности, разделения труда и концентрации средств Центры ТОиР могут на договорных основах организовать консорциумы, ассоциации концерны, действующие в соответствии с Уставом, выработанным Учредителями.
3. Предприятия-поставщики АТ в соответствии с условиями Договора на поставку АТ обеспечивают:
- поставку АТ, комплектующих изделий, средств ТО, бумажной и машинно-ориентированной нормативно-технической документации;
- доработку АТ в случае обнаружения в процессе эксплуатации отклонений фактических эксплуатационных характеристик от заявленных в Договоре на поставку;
- предлагают эксплуатационным предприятиям доработку АТ для реализации достижений науки и техники с целью улучшения эксплуатационных характеристик ВС по сравнению с заявленными в Договоре на поставку;
- разрабатывают и поставляют эксплуатационным предприятиям технологические процессы по поддержанию ТС ВС в пределах, установленных нормами летной годности ВС;
- обеспечивают подтверждение эксплуатационных характеристик ВС, заявленных в Договоре на поставку ВС;
- совместно с эксплуатационными предприятиями ведут базу данных об отказах и неисправностях, особых ситуа