РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗБОРКИ СОЕДИНЕНИЙ С НАТЯГОМ ПРИ ИНДУКЦИОННОМ НАГРЕВЕ
Эффективность операции разборки с термовоздействием зависит не только от знания
законов теплообмена, но и правильности их использования с учетом взаимосвязи в
конструкции изделия, что позволяет определить экономичный режим.
Классификация изделий производится с целью анализа их номенклатуры с
последующим решением одной или нескольких следующих основных задач:
группирование изделий по конструкторско-технологическому подобию для разработки
типовых ТП, что позволяет сократить время проектирования ;
группирование изделий по технологическому подобию для разработки групповых ТП,
что позволяет повысить серийность за счет организации группового производства;
рационального выбора типов технологического оборудования;
создания САПР ТП на основе адресования изделий к ранее разработанным типовым
или групповым процессам;
типизации средств технологического оснащения.
В целом классификация направлена на повышение качества проектирования и
производства.
В задачу исследований входит:
создание классификаторов соединений с цилиндрическими или коническими посадками
с натягом, отвечающими современным технологиям разборки, включая разборку с
индукционным нагревом;
разработка схем унифицированных операций разборки с нагревом на основе
групповой технологии;
построение моделей для определения режимов индукционного нагрева, с выделением
нормативных параметров, определяющих возможность разборки и ее качество.
2.1. Классификация соединений с натягом под разборку и унификация операций
Разрабатываемый классификатор соединений с натягом предназначен для
использования в ремонтном производстве с применением групповых технологий. Его
технологический код должен применяться для подбора и группирования соединений
по технологическому подобию и соотнесения их с методами и способами разборки
различных специфицированных сборочных единиц. Он также позволяет выбрать
оборудование, подъемно- транспортные средства и технологическую оснастку.
Классификатор строим по методу фасетной классификации, состоящей в параллельном
разделении множества признаков на независимые классификационные группировки. В
качестве классификационных признаков используем характеристики: сборочных
единиц; соединений, входящих в эти сборочные единицы; деталей, входящих в
соединение.
При классификации рассматриваются соединения, входящие в сборочные единицы, так
как любая многоэлементная сборочная единица может быть представлена как
совокупность двухэлементных - вала с охватывающими деталями или корпуса с
охватываемыми. Как правило, такие узлы разбирают поочередным съемом деталей.
С точки зрения технологии разборки, главное значение имеют следующие признаки:
характеристика соединения, размеры и масса соединений и входящих в них деталей,
относительное положение деталей и доступ к снимаемой детали. Для исключения
повторяемости будем рассматривать построение классификатора вместе с
кодированием признаков.
Признаками, характеризующими специфицированную сборочную единицу и входящие в
нее соединения с натягом, являются:
размерная характеристика сборочной единицы – три знака;
масса сборочной единицы (или соединения) – один знак;
характеристика соединения: размер посадочной поверхности (диаметр и
длина) и величина расчетного натяга – три знака.
Признаки, характеризующие детали, входящие в соединение с натягом следующее:
размерные характеристики деталей – четыре знака (два для охватывающих, два для
охватываемых);
масса охватывающей детали – два знака;
характеристика соединения по расположению охватывающих деталей на
охватываемых – один знак;
Признаки, характеризующие методы разъединения деталей и направление
движения подвижной детали соединения – два знака.
В таблицах 2.1-2.4 дается группирование и кодирование сборочных единиц и
деталей по массогабаритным признакам и расположению, а в таблицах 2.5-2.6
приведены методы разборки и направление движения подвижной детали (охватывающей
или охватываемой) в процессе разборки соединения.
Если сборочная единица соединения имеет коническую или цилиндрическую форму,
тогда соответственно на первом или третьем месте ставится знак «Х».
Таблица 2.1.
Размерная характеристика сборочных единиц и деталей в нее входящих
Длина
Диаметр или ширина
Высота
Номинальный размер, мм
Код
Номинальный размер, мм
Код
Номинальный размер, мм
Код
До 50
До 50
До 10
Св. 50 до 100
Св. 50 до 100
Св. 10 до 20
Св.100 до 150
Св. 100 до 150
Св.20 до 35
Св.150 до 250
Св. 150 до 250
Св. 35 до 50
Св. 250 до 500
Св. 250 до 500
Св.50 до 75
Св. 500 до 1000
Св. 500 до 750
Св. 75 до 100
Св.1000 до 1500
Св. 750 до 1000
Св. 100 до 150
Св. 1500 до 2000
Св. 1000 до 1500
Св. 150 до 250
Св. 2000 до 2500
Св. 1500 до 2000
Св. 250 до 500
Св. 2500
Св. 2000
Св.500
Таблица 2.2.
Масса сборочной единицы, в которую входит данное соединение или деталей,
входящих в соединение
Масса, кг
Код
Масса, кг
Код
До 25
Св. 250 до 500
Св. 25 до 50
Св. 500 до 750
Св. 50 до 100
Св. 750 до 1000
Св. 100 до 150
Св. 1000 до 1500
Св. 150 до 250
Св.1500
Таблица 2.3.
Характеристика соединения с натягом
Длина посадочной поверхности
Диаметр посадочной поверхности
Величина расчетного натяга
Номинальный размер, мм
Код
Номинальный размер, мм
Код
Номинальный размер, мм
Код
До 10
До 10
До 0.05
Св. 10 до 25
Св. 10 до 25
Св. 0.05 до 0.1
Св. 25 до 50
Св. 25 до 50
Св. 0.1 до 0.15
Св. 50 до 75
Св. 50 до 75
Св. 0.15 до 0.2
Св. 75 до 100