РАЗДЕЛ 2
Материалы и методы исследования
Харьковская специализированная школа-интернат для детей, больных сахарным
диабетом (далее – Школа), впервые в Украине создавалась с главной целью
улучшить отдалённые медицинские и психо-социальные результаты лечения и
диспансеризации данной группы пациентов. Школа начала работу с 1990 года,
однако до сих пор не прекращаются споры об её необходимости.
Положительное влияние Школы может быть следствием трёх тесно связанных между
собой факторов. Во-первых – лечение, включающее диету, инсулинотерапию,
гликемический контроль и диспансерное наблюдение эндокринолога, во-вторых –
обучение самоконтролю и, наконец, – психологическая коррекция, вместе
составляют комплексный подход, который можно определить как медико-социальная
реабилитация.
Положительные стороны концентрации больных в интернате очевидны. В Школе
спланировано и постоянно осуществляется диетическое питание, соответствующее
современным представлениями о необходимости разумных ограничений для больных
сахарным диабетом. Круглосуточный лабораторный контроль может позволить
добиться лучшей метаболической компенсации. В Школе организована и бесперебойно
работает круглосуточная лаборатория, определение гликемии осуществляется
планово (два гликемических профиля в течение недели с 6-разовым определением
глюкозы крови в течение суток) а также – ургентно, в любую минуту, с получением
результата исследования и возможности какой-либо коррекции немедленно.
Доступность контроля, в свою очередь, – непременное условие для проведения
наиболее эффективной интенсифицированной инсулинотерапии.
Кроме того, специализированная Шшкола – удобная форма для параллельного
проведения обучения самоконтролю. Наряду с учебной программой в интернате
проводится обучение самоконтролю, который выделен в отдельный предмет. В Школе
работают три врача-эндокринолога, каждый из которых закреплён за своей группой
больных и фактически осуществляет постоянное диспансерное наблюдение за
пациентами, а также проводит уроки самоконтроля.
Немаловажным положительным фактором является, кроме того, присутствие в
интернате психолога. Специалист способен своевременно выявлять и проводить
соответствующую коррекцию психологических расстройств пациентов, обучающихся в
Школе. Профессиональный подход к психологической коррекции способствует в
дальнейшем лучшей адаптации пациентов в обществе.
Потенциально неблагоприятными факторами описанной формы комплексного лечения
могли бы быть отрыв от психологически привычной домашней обстановки,
отрицательное влияние атмосферы болезни, объединяющей такой коллектив,
возможное формирование у детей, изолированных от здоровых сверстников,
комплекса неполноценности.
Каково же обобщённое интегральное влияние данной формы обучения и лечения,
оправдано ли создание именно такого учреждения, – таковы основные вопросы,
поставленные перед настоящим исследованием. Целесообразность существования
такой формы обучения пациентов, как Школа, главным образом зависит от того,
насколько обучавшиеся в данном учебном заведении больные отличаются от
лечившихся и обучавшихся самоконтролю традиционно. Необходимым поэтому было
объективное сравнение учеников Школы с соответствующей группой пациентов,
которые получили среднее образование в общеобразовательных школах.
В данной работе при подборе группы сравнения учитывались четыре ключевых
показателя, которые могли бы извратить итоговые результаты: возраст и пол
больных, продолжительность заболевания и постоянное место жительства (житель
города или села). Поскольку учёт многочисленных социальных факторов при
рандомизации групп чрезвычайно затруднён, для проведения данного исследования
был выбран единственный – место жительства, принятый в официальной медицинской
статистике. По всем четырём упомянутым показателям основная и контрольная
группы достоверно не отличались во всех возрастных подгруппах.
Всего обследовано 333 больных сахарным диабетом 1 типа с ранним, не позднее
16-летнего возраста, началом заболевания. Условием включения пациента в
основную группу был срок пребывания в Школе не менее 1 года. Таким образом,
возраст начала заболевания был ограничен 16 годами, все включённые в
исследование пациенты заболели сахарным диабетом в возрасте моложе 16 лет.
Несмотря на то, что основная часть из общего количества обследованных больных
составляли взрослые (60%), оценивались также подростки и дети. Поэтому как
основная, так и контрольная группы были разделены на четыре возрастных
подгруппы, и все сравнения в дальнейшем осуществлялись между парами
соответствующих возрастных подгрупп. Возрастные границы в подгруппах взяты
соответственно традиционному делению на детей, подростков и взрослых.
Последние, кроме того, были разделены дополнительно на уровне возраста 21 года.
В результате, возрастные подгруппы определялись как видно в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Распределение больных по подгруппам соответственно возрасту
Возрастные подгруппы
Возраст пациентов
Основная группа
Контрольная группа
XI
моложе 14 лет 11 месяцев (179 месяцев) включительно
II
XII
от 15 лет (180 месяцев) до 17 лет 11 месяцев (215 месяцев) включительно
III
XIII
от 18 лет (216 месяцев) до 20 лет 11 месяцев (251 месяц) включительно
IV
XIV
старше 21 года
(252 месяцев)
Количественное и половое распределение пациентов в подгруппах представлено в
таблице 2.2.
163 пациента составили основную группу. 170 больных диабетом, обучавшихся в
традиционных общеобразовательных школах, составили контрольную группу. Возраст
больных колебался от 11 лет 5 месяце
- Київ+380960830922