Ви є тут

Співвідношення танцювального і пластичного в жанрі балету.

Автор: 
Анфілова Світлана Геннадіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U002542
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
К ВОПРОСУ О ГЕНЕЗИСЕ ЖАНРА:
"БАЛЕТ С ВЫХОДАМИ" - ПЛАСТИЧЕСКАЯ ДРАМА
Как свидетельствует история жанра, проблема взаимосвязи танцевального и пластического возникла задолго до расцвета хореографического искусства. В эпоху античности данная оппозиция была продиктована двойственностью театрального танца, в котором могло преобладать аполлоническое (умеренность, гармония целого, правило, порядок) либо дионисийское (порыв, выражение чувства, стихийность, импровизация) начало. Доминанта одного из них предопределяла жанровое лицо танцев: под знаком аполлонического сосредоточились танцы трагедии (эммелия), общественных празднеств, ритуальные и другие. Дионисийское - пластическое - находило выход в стихии комических плясок (кордакс, сиккинос и другие), в которых царила стихия свободного творчества. Разнородность танцевального и пластического отразилась в четком разграничении греками функций танца и пантомимы. Если танец, "занятие насколько божественное, так и таинственное" [31, с.63], демонстрировал красоту тела, являлся проявлением гимнастического начала, то пантомима воспринималась как род немой речи, отвечая за миметическую сторону сценического действия.
Античная антитеза "аполлоническое-дионисийское" в эпоху Ренессанса вылилась в разграничение Dance noble и Dance caracter ? благородного, возвышенного и комического, гротескного танцев. Театральный танец Возрождения, развиваясь под знаком придворных зрелищ, основывался на хореографии дворцовых танцев - Dance noble, суть которых составляли плавные неторопливые движения, фигурные переходы. Контрастом им были номера, основанные на прыжках, заносках, верчениях - приемах, остававшихся прерогативой комического театра. Не следование раз и навсегда установленным законам, а импровизация, бесконечное варьирование уже известных пластических мотивов являлись отличительными признаками Dance caracter.1 За каждой из этих разновидностей закрепился свой тип хореографии. В бытовых и бальных светских танцах, исполнявшихся большим количеством участников во время церемоний, действовала типизированная (или регулярная) хореография, со строгой последовательностью движений, помогавшей организовывать массу танцующих, добиваться синхронности исполнения. Хореография Dance caracter - танцев, нередко специально сочиняемых к придворным празднествам, определялась как свободная [23]. Ее отличало отсутствие стабильной схемы "па", что приводило подчас к свободному чередованию метров. Действовало также правило, согласно которому появление нового персонажа сопровождалось введением новой музыкальной темы, в результате чего рождалась композиция незамкнутой формы сюитного типа (ABCD...). По замечанию Т.Барановой, каждый танец, прежде чем войти в бальную практику, претерпевал значительную эволюцию от свободной хореографии к типизированной. В ее процессе шел отбор движений, то есть вырабатывалась стереотипная хореографическая схема. Одновременно протекала "шлифовка" музыкальных мотивов, в масштабы которых укладывалось бы хореографическое "па". Чаще всего "па" занимало четную структуру - четырехтакт, который повторялся, так как в хореографии действует принцип "дубля" - исполнения фигуры с одной ноги, затем с другой. Таким образом, в Dance noble были заложены истоки "квадратности", симметрии и повторности, характерных в будущем для музыки академического балета. В Dance caracter, наоборот, действовали противоположные законы, что позволяет считать его отдаленным предшественником пластических сцен и танцев. Тогда же начался и процесс их взаимосближения.2 Смешение разнохарактерных танцев опиралось на укрепившуюся еще со Средневековья традицию чередования медленного, без прыжков ("низкого") танца с быстрым, прыжковым ("высоким"). Во времена Ренессанса такой прием стал причиной возникновения сюитных микроциклов из 2-3 танцев, объединенных к тому же идеей варьирования: избранная тема, сохраняя свой мелодический остов, в каждом из танцев подвергалась новому метрическому варьированию. Раскрепощение одних элементов целого (метрическое варьирование, влекущее обновление схемы "па") при стабильности других (сохранения мелодического остова темы) может рассматриваться одним из проявлений "пластического" в рамках "танцевального".
Сложный механизм взаимодействия "танцевального - пластического" обнаруживает себя и в театральных композициях того времени. Все разнообразие последних можно свести к двум разновидностям. Первая - формы сюитного типа, особенно распространенные на раннем этапе - Balleto и Ballet. Balleto (от ит. ballo - танцую) представлял сюиту контрастных темпов, соединенных в один танец. Он воспроизводил схему популярного в XV веке испанского брандо "Alta Regina" и строился следующим образом: Интрада - Контрпассо - Сальтарелла - Гальярда - повтор танцев - Кода [23, с.34]. Французский же танец Ballet, по мнению Мерсенна, основывался на "произвольном смешении движений и стоп, зависящем лишь от учености и разума автора" [23, с.18]. Вторым типом может быть назван спектакль синкретического вида, в котором танцы сочетались с пением и декламацией. Эта модель действовала в драматических балетах, балетах с выходами, балетах-маскарадах. Все они являлись развернутыми вариантами балетной интермедии, исполнявшейся с XV века в антрактах драматических спектаклей. Мало соприкасаясь с сюжетной линией основной пьесы, она развивала собственную тему. Будучи зрелищными постановками со множеством действующих лиц, интермедии представляли пример бесконфликтного сосуществования фантастических, мифологических и реальных персонажей, что свидетельствовало о создании особого художественного мира, где происходила трансформация привычных реальных соотношений: реальное время-пространство подменялось мифологическим, привычные сюжеты и темы получали аллегорическое звучание. Объединение нескольких балетных интермедий привело к возникновению "балета с выходами".
Итак, в театральных композициях Ренессанса антитеза "танцевального - пластического" выражалась во внешнем разграничении темпов, где, как указыв