ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ЛЕВОРУКИМИ ДЕТЬМИ И ДЕТЬМИ-ЛЕВШАМИ
Во второй главе излагается общая стратегия и внутренняя логика эмпирического исследования психологической готовности педагогов к работе с детьми-левшами и леворукими детьми. Проанализированы результаты исследования состояния проблемы психологической готовности педагогов к работе с этой категорией детей в начальной школе; результаты исследования психологических причин, характера и специфики трудностей, с которыми встречаются учителя начальной школы при обучении и воспитании этих детей. Приведен анализ результатов диагностики уровня сформированности психологической готовности педагогов разных категорий и будущих учителей начальной школы к работе с детьми-левшами и леворукими.
2.1. Общие принципы и методика организации экспериментального
исследования
На данном этапе наше исследование было направлено на изучение современного состояния проблемы обучения и воспитания детей-левшей и леворуких детей в начальной школе; исследование уровня сформированности психологической готовности педагогов к работе с этими детьми.
Общие подходы к эмпирическому исследованию, методы, критерии анализа определялись в соответствии с разработанной моделью и задачами исследования. Эмпирическое исследование включало в себя ряд заданий:
1) исследование актуальности проблемы психологической готовности педагогов к работе с леворукими детьми и детьми-левшами, значимости и ценности данного аспекта работы для педагогов;
2) эмпирическое исследование психологических причин, характера и специфики трудностей, с которыми сталкиваются учителя начальной школы при обучении и воспитании детей этой категории;
3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня сформированности психологической готовности педагогов разных категорий и будущих учителей начальной школы к работе с этими детьми;
4) уточнение и доработка содержания и структуры психологической готовности педагогов к работе с леворукими детьми и детьми-левшами, разработанной на основе теоретического анализа научной литературы.
В исследовании использованы качественные и количественные методы. Приоритет в выборе качественных методов определен тем, что проблема, которую мы рассматриваем, относится к числу малоизученных. Главный акцент в исследовании был направлен на получение индивидуального материала по проблеме формирования психологической готовности педагогов к работе с детьми-левшами и леворукими. Выбор методов исследования осуществлялся на основании гуманистической теоретико-методологической позиции. Каждая ситуация, которая рассматривается исследователем, является специфической и особенной, содержит уникальный личностный и профессиональный опыт.
С целью уточнения степени актуальности проблемы психологической готовности педагогов к работе с леворукими детьми и детьми-левшами значимости и ценности данного аспекта работы для педагогов, проведено констатирующее исследование. Исследование осуществлялось с помощью разработанного и апробированного комплекса методик и включало в себя:
а) индивидуально-групповое интервью с классными руководителями, воспитателями детских садов, школьными психологами;
б) анкетирование учителей начальных классов и учителей-предметников (Анкета 1., Приложение А);
в) процедуру анализа продуктов деятельности (изучение журналов индивидуальных консультаций практических психологов, медицинских карт учащихся начальной школы;
г) процедуру наблюдения за взаимодействием педагогов и детей непосредственно в детских садах и школах города.
Поскольку формирование психологической готовности педагогов к работе с леворукими детьми и детьми-левшами предполагало формирование целостного представления и понимания специфики процесса обучения и воспитания детей этой категории в начальной школе; формирование комплекса умений и навыков, которые обеспечивают успешность решения практических задач обучения и воспитания этих детей; стойкой позитивной мотивации к данному направлению работы учителя начальных классов, то в процессе исследования решалась задача конкретизации специфики и возможных трудности обучения детей-левшей и леворуких, уточнялись психологические особенности учащихся левшей и леворуких - младших школьников.
Таким образом, результаты данного направления исследования использовались, с одной стороны, для конкретизации содержания компонентов психологической готовности педагогов к работе с леворукими детьми и детьми-левшами в представленной теоретическое модели, а с другой - разработки содержания программы спецкурса по формированию психологической готовности педагогов к работе с данной категорией детей на этапе формирующего эксперимента, а также для определения критериев, показателей и уровней психологической готовности.
Конкретизация и уточнение содержания, специфики и характера трудностей обучения и воспитания детей-левшей и леворуких детей в начальной школе, степени их проявления в адаптационный период, выявление дезадаптаций у детей этой категории и их психологических причин, проводилось с помощью комплекса методик и включало в себя:
а) анкету для учителей начальной школы (Анкета 2., Приложение Б);
б) методики диагностики особенностей профиля латеральной организации (ПЛО) мозга (моторные пробы Лурии, тесты Князевой-Вильдавского [32], пробу Розенбаха [199], тест "карта с дырой" [46; 52]);
в) методику исследования фрустрационных реакций Розенцвейга (детский вариант), тест школьной тревожности Филлипса (модификация для младшего школьного возраста) [3, 165; 3, 277];
г) методику оценки уровня развития зрительно-пространственного восприятия "Срисовывание образцов" [132];
д) процедуру анализа продуктов деятельности (изучение письменных работ учащихся первых и вторых классов);
е) процедуру наблюдения за учащимися начальной школы на уроках. Такое комб