Раздел 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Проблема формирования гуманистической направленности будущих учителей
предопределяет необходимость выявления тех тенденций, которые существуют при
традиционной организации учебно-воспитательного процесса в современной высшей
педагогической школе. А эта задача в свою очередь может быть решена только при
условии определения исходной теоретической модели и разработки соответствующей
методической базы. Решению данных задач и анализу полученных экспериментальных
результатов посвящено содержание данного раздела.
2.1. Теоретические предпосылки экспериментального исследования гуманистической
направленности будущих учителей начальных классов
Профессиональная подготовка будущих учителей начальных классов происходит в
контексте общей тенденции гуманизации образования, которая основывается на
воплощении идеи гуманизма в педагогическую деятельность. Для того, чтобы
деятельность будущих учителей в современных условиях гуманизации образования
была успешной, уже во время обучения у них должна быть сформирована ориентация
на гуманистическую систему ценностей, а именно - гуманистическая
направленность. Гуманистическая направленность становится залогом гуманизации
профессиональной деятельности учителей, так как реализуется через деятельность
и в деятельности. Философское содержание понятия "деятельность" включает в себя
цель, средство, результат и сам процесс деятельности. И если основой
деятельности есть цель, то основа самой цели находится в сфере человеческих
мотивов, идеалов, ценностей. Причем эти мотивы, идеалы и ценности должны быть
обязательно осознаны личностью. Соответственно гуманизация деятельности учителя
предусматривает идею гуманизма в качестве главного мотива, идеала, ценности
специалиста в сфере образования , она должна стать его моральным ориентиром.
История развития общества в целом, развитие образования, в частности,
демонстрирует важность моральных ориентиров во время принятия решений,
следствия которых отражаются на условиях жизни и деятельности других людей.
Недаром все чаще и чаще говорится о важности этических аспектов деятельности
педагога.
Как подчеркивалось в разделе 1, гуманизм в общефилософском понимании - это
социально-ценностный комплекс идей, которые утверждают отношение к человеку как
к высочайшей ценности, признают его право на свободу, счастье, развитие и
творческих проявлений своих физических и духовных сил. Он составляет основу
такого мировосприятия, в котором взгляды, убеждений, идеалы, которые выражают
отношения человека к природе, что его окружает, социальной сфере строятся
вокруг одного центра - человека [197,80]. Гуманизм рассматривается современными
учеными как одна из фундаментальных характеристик общественного бытия и
сознания, определенное направление мышления и деятельности, которая
ориентируется на благо всех людей как высочайшую ценность и смысл жизни при
безусловном уважении к свободе каждой личности [71, 39]
Осмысление гуманистического смысла человеческой жизнедеятельности: "дает
возможность постичь высокую цель, ради которой живёт человек, ощутить
собственную (как и каждого другого человека) неповторимость, осознать
ответственность за все, что он делает..." [42, 147-148].
Во втором параграфе показывалось, что выдающиеся представители зарубежной и
отечественной педагогики эффективность педагогической деятельности тесно
связывали с личностными особенностями учителя, характером его отношения к
детям, способностью создавать благоприятные условия для развития личности
школьника
При этом под гуманизмом понимались такие важные для эффективной педагогической
деятельности проявления, как внимание к личности ребенка, глубокое понимание
внутреннего мира ребенка, искренность в выражении чувств и переживаний в
межличностном общении. Вместе с тем отмечалось, что эти качества характерны
лишь для незначительного числа учителей.
Тенденция гуманизации образования предусматривает существенные изменения в
педагогике, при котором гуманизм может стать и личностной характеристикой
учителя.
С точки зрения В.Т. Пуляева, если гуманизм характеризует человека, то означает
прежде всего его человечность, способность независимо от конкретных ситуаций
апеллировать к значимости самостоятельной личности, индивидуальности, к
осуществлению индивидуально-личностного начала. Гуманистическое миропонимание
связано с определенной системой ценностей и самоценностей, оно реализуется в
отношении к Природе, Обществу, Самому Себе. Ценности и самоценности, которые
утверждают гуманизм, проявляются в самораскрытии (самореализации) личности, в
ее свободной ориентации и способности развернуть свой духовный потенциал в
творческом порыве [135, .4].
Гуманность формируется на основе повседневного доброжелательного отношения
человека к тем, кто ее окружает. По мере того как в процессе межличностного
общения такое отношение приобретает глубокой осознанности, постоянства, оно
превращается в качество личности, - утверждает К.В. Гавриловец [46, 6].
Движение человечества к качественно новому состоянию, в основе которого
согласие и сотрудничество людей, актуализирует проблему гуманистически
ориентированного воспитания. Ее практическое решение во многом определяется
моральными качествами учителя, важнейшим из которых является гуманность. От
сформированности человеческих начал в личности учителя зависит уровень его
профессиональной деятельности, способность к сотворчеству с учащимися,
понимание душевного состояния ребенка, желание
- Київ+380960830922