Ви є тут

"Високий стиль" хорового концерту кінця XVII - XVIII ст.: до проблеми музично-поетичної цілісності.

Автор: 
Ігнатенко Євгенія Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U000566
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПАРТЕСНЫЕ КОНЦЕРТЫ НА НОВЫЕ ТЕКСТЫ:
ТЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА
2.1. Партесные концерты на современный текст
начала XVIII века
Рубеж XVII – XVIII вв. – переломный период в развитии отечественной истории,
время потрясения социальных и культурных устоев общества. Преобразования
коснулись самих оснований жизни, старые традиционные представления «зашатались»
под напором новых идей, в обществе происходила активная переоценка ценностей.
Размах и радикальность социальных изменений, осуществленных Петром I в России,
напряженная политическая борьба вне и внутри страны нашли непосредственное
отражение в художественной культуре этого времени. Это период активного поиска
новых форм и средств выражения, расшатывания устоявшейся системы
художественного мышления. Новое содержание не укладывалось в старые формы,
старые традиционные формы внутренне преобразовывались, изменялись под влиянием
новых смыслов.
Искусство стало средством художественной пропаганды, эффективного
идеологического воздействия, выражения и разъяснения смысла великих
преобразований. Как отмечает А. Валицкая в своем исследовании о русской
культуре XVIII в., «утверждение “славы российской”, побед государственной
политики Петра отлилось в формах своеобразного русского просветительского
барокко, с его аллегорической образностью, пафосом торжественных форм,
панегирической приподнятостью» [11, с. 39].
Изменились сами формы художественной жизни, на первом плане оказались
общедоступные и понятные, так сказать «служащие делу» зрелищные жанры массового
искусства. Общеизвестна особая любовь русского царя к театрализованным
действам, на организацию которых Петр отдавал не только много денег, но также
личного времени и энергии. Оценивая характер и смысл зрелищных представлений
этого времени, исследователи пишут: «Фейерверки и иллюминации с триумфальными
вратами отражали героически-торжественную сторону жизни, они были своего рода
цвето-световым панегириком, похвальной одой из римских свеч и бенгальских
огней» [132, с. 23].
В литературе первой четверти XVIII в. наиболее популярными и востребованными
оказываются жанры ораторского искусства. Феофан Прокопович – выдающийся
публицист, оратор, драматург и поэт, обобщая практику ораторского искусства
своего времени, выделял три вида церковного красноречия [85, с. 62]:
изъяснительное (применяется в панегириках и торжественных речах);
совещательное (проповедь христианской морали);
обличительное (используется для осуждения пороков и ересей).
Как видим, на первом месте в первой четверти XVIII века оказалась
«изъяснительная» проповедь, то есть панегирик, или торжественная речь, которые
у самого автора служили, прежде всего, задачам государственной пропаганды и
отнюдь не апеллировали лишь к церковному сознанию аудитории. «Он
[Ф. Прокопович. – Е. И.] утверждал просветительский идеал государя-деятеля,
новое понятие сущности человеческой личности вообще, которая мыслится уже не
«внутренним» человеком, а «внешним»: значение личности и смысл существования –
в граждански активной деятельности» [11, с. 34].
Будучи убежденным сторонником реформ русского царя, многие свои выступления
Ф. Прокопович посвящал непосредственно личности Петра I, его историческим
заслугам перед Россией, восхвалению его государственной политики: «Слава
всемирная есть достойная Петрова проповедница. То ему к вечному имени своему
довольно, что в иноземных всех странах с великими похвалами возносимъ есть и
без удивления не вспоминается … Где не засвидетельствуют, что от него перваго и
единаго тако славный везде и великоименитый показался народ российский?» [цит.
по: 85, с. 54].
Динамика обновления общественной и культурной жизни была настолько интенсивной,
новые идеи настолько радикальны, что их непосредственное отражение находим даже
в таком «консервативном», особенно в отношении словесного текста, жанре как
церковный партесный концерт.
Два известных нам партесных произведения на современный текст первой четверти
XVIII в. – «Рцы нам ныне» (1709 г.) Василия Титова и «Торжествуй, Российская
земле» анонимного автора (1721/1722 г.) написаны по случаю важных
государственных военно-политических событий в истории Российского государства:
победы под Полтавой и окончания Северной войны.
Как уже отмечалось, в искусстве церковного красноречия приоритетное место
заняли панегирические и торжественные речи, в которых оценивались процессы,
происходившие в государственной жизни. Соответственно, они нашли отражение и в
музыкальном искусстве: появляются торжественные панегирические хоровые
произведения, – безусловно, новый на то время тип церковного концерта.
Литературная основа концерта Полтавскому торжеству В. Титова – стихира «Рцы нам
ныне» из «Службы благодарственной о Полтавской победе» в первой редакции,
написанной Феофилактом Лопатинским, профессором и ректором
Славяно-греко-латинской академии [1 Идея создания специальной благодарственной
службы принадлежит самому Петру.]
. Несмотря на то, что стихира – жанр богослужебный, содержание и качество ее
текста оказывается новым, современным и совершенно самостоятельным. Как
указывает В. Протопопов, «стихиры и стихи канона в данной Службе представляют …
совершенно новый текст, не имеющий никаких совпадений с обычными службами,
ирмосы же, наоборот, целиком взяты из Ирмология и не содержат ни добавлений, ни
изменений» [123, с. 212]:
Рцы нам ныне, богодухновенный Давиде,
где есть нечестивый превозносящийся и высящийся;
ты бо видел еси его,
видех глаголеши, видех нечестивого,
видех глаголеши, превозносящася и высящася,
яко кедры ливанские.
И где нын