РАЗДЕЛ 2
КОГНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ
ГЛАГОЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Новый вектор дисциплинарных идей и представлений в лингвистике связан с
изменением общей установки на познание природы объектов, в связи с чем
классическая установка на знание уступает место неоклассическому подходу,
ориентированному на понимание.
В лингвистике новая познавательная парадигма воплощается в антропоцентричном,
функциональном и когнитивном подходах к изучению языковых явлений, в выделении
концепта как ментального образования, организующего смыслообразование и способы
репрезентации знаний в соответствии с социокультурным опытом.
Одной из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в
лингвистике на рубеже XX-XXІ веков является когнитивная лингвистика, иногда
называемая также когнитивной грамматикой. Термин «когнитивная грамматика»
впервые употреблен Дж. Лакоффом [106]. Его идеи и наработки в данной области
продолжили Д. Фодор и Р. Лангакер [221; 225], «погрузившие» в когнитивную среду
традиционную логико-грамматическую проблематику.
В когнитивной грамматике, и это может считаться основой ее определения, в
качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы типа
фрейма [129], идеализированной когнитивной модели [106] или ментальных
пространств [217], семантико-грамматических суперкатегорий, наподобие
конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания [225],
комплексных многоаспектных языковых конструкций, когнитивных операций типа
правил концептуального вывода [226], когнитивных моделей речевой деятельности
[51; 65;100; 109].
Обратившись к работам названных ученых, можно обнаружить, что в плане методов
исследования, ими в основном практикуется то, что можно назвать
«сверхглубинной» семантикой [141, 30] – с привычной для семантического (даже
грамматического) исследования опорой на интроспекцию и суждения информанта
относительно приемлемости / неприемлемости тех или иных языковых форм.
В то же время, в указанных работах внимание акцентируется на семантике языковых
единиц, оставляя за пределами исследовательского интереса когнитивные
особенности грамматических структур и их формообразующих элементов. В данном
разделе предполагается:
описать когнитивные аспекты словоформ русского глагола;
выяснить специфику образования морфологических парадигм, связанную с
категоризацией мира;
рассмотреть когнитивные составляющие этапов речепорождения элементов глагольной
парадигмы;
на материале дефектных и избыточных глаголов выявить закономерности когнитивных
механизмов их образования.
2.1. Когнитивные факторы глагольной парадигматики, связанные с категоризацией
мира
Исследование формообразовательной специфики глагольных лексем в современном
русском языке с позиций когнитивистики невозможно без обращения к факторам,
которые связаны с процессами языковой категоризации мира и членением
вербального замысла в процессе речепорождения. Поэтому для более детальной
характеристики следует обратиться к когнитивной характеристике действия и
деятельности как важнейших прототипических характеристик глагольных лексем.
Именно они способны обнаружить наиболее глубокие, фундаментальные принципы
бытия и взаимоотношений человека с миром, поскольку деятельность и действие
сами относятся к числу таких фундаментальных принципов: через действие человек
активно постигает окружающий его мир, а сам этот мир открывается человеку лишь
тогда, когда становится для него действительностью.
Деятельность и действие соотносятся как общее и частное, так как структурные
характеристики деятельности в полной мере оказываются присущими действию.
Поэтому при реконструкции ментальных репрезентаций действий естественно
обратиться, прежде всего, к структуре деятельности. В ней принято выделять
шесть компонентов: субъект и объект, сам процесс, цель, средство и результат
[181, 151]. По мнению В.Г. Гака, структура деятельности включает в себя еще
три компонента: временную и пространственные характеристики, а также
качественные признаки деятельности [49, 77]. Будучи весьма полной, эта картина
тем не менее не является исчерпывающей, прежде всего потому, что в ней не нашли
отражения системные связи между компонентами структуры действия, которые могут
иметь принципиальный характер. Кроме того, структура действия предполагает
наличие таких элементов, которые не свойственны деятельности вообще, будучи
характеристиками, определяющими существо конкретного акта. В то же время
некоторые из этих девяти компонентов оказываются факультативными или сводятся
друг к другу. Например, качественные признаки конкретного действия явно
содержатся в самом процессе, с самим процессом может совпадать и цель действия,
вне структуры действия, по-видимому, может рассматриваться и его результат.
Все это заставляет внести в данную картину одно уточнение, характер которого
определяется тезисом, выдвинутым В.Г. Гаком: «...понятие «действие»
представляет собой понятие с нечеткими границами и должно интерпретироваться в
виде полевой структуры» [49, 77]. Иными словами, ментальные репрезентации
действия необходимо рассматривать как структуры, имеющие характеристики поля.
Важнейшие характеристики в структуре ментальных моделей действия – это факторы
времени действия и его силы, интенсивности. Они также имеют обязательный
характер: неслучайно количество действия в физике определяется именно через эти
величины – «как их произведение» [133, 146]. Фактор силы непосредственно связан
с субъектом, в котором находится его источник, принадлежа ему, и входя, таким
образом, в состав ядра. Однако в ментальной модели действия он ока
- Київ+380960830922