Ви є тут

Чинники утворення дієслівних парадигм у сучасній російській мові.

Автор: 
Мацегора Іван Леонідович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U001311
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
КОГНИТИВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ
ГЛАГОЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Новый вектор дисциплинарных идей и представлений в лингвистике связан с
изменением общей установки на познание природы объектов, в связи с чем
классическая установ­ка на знание уступает место неоклассическому подходу,
ориенти­рованному на понимание.
В лингвистике новая познавательная парадигма воплощается в антропоцентричном,
функциональном и когнитивном подходах к изучению языковых явлений, в выделении
концепта как ментального образования, организующего смыслообразование и способы
репрезентации знаний в соответствии с социокультурным опытом.
Одной из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в
лингвистике на рубеже XX-XXІ веков является когнитивная лингвистика, иногда
называемая также ког­нитивной грамматикой. Термин «когнитивная грамматика»
впервые употреблен Дж. Лакоффом [106]. Его идеи и наработки в данной области
продолжили Д. Фодор и Р. Лангакер [221; 225], «погрузившие» в когнитивную среду
традиционную логико-грамматическую проблематику.
В когнитивной грамматике, и это может считаться основой ее определения, в
качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы типа
фрейма [129], идеализированной когнитивной модели [106] или ментальных
пространств [217], семантико-грамматических суперкатегорий, наподобие
конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания [225],
ком­плексных многоаспектных языковых конструкций, когнитивных операций типа
правил концептуального вывода [226], когнитивных моделей речевой деятельности
[51; 65;100; 109].
Обратившись к работам названных ученых, можно обнаружить, что в плане методов
исследования, ими в основном практикуется то, что можно назвать
«сверхглубинной» семантикой [141, 30] – с привычной для семантического (даже
грамматического) исследования опорой на интроспекцию и суждения информанта
относительно приемлемости / неприемлемости тех или иных языковых форм.
В то же время, в указанных работах внимание акцентируется на семантике языковых
единиц, оставляя за пределами исследовательского интереса когнитивные
особенности грамматических структур и их формообразующих элементов. В данном
разделе предполагается:
описать когнитивные аспекты словоформ русского глагола;
выяснить специфику образования морфологических парадигм, связанную с
категоризацией мира;
рассмотреть когнитивные составляющие этапов речепорождения элементов глагольной
парадигмы;
на материале дефектных и избыточных глаголов выявить закономерности когнитивных
механизмов их образования.
2.1. Когнитивные факторы глагольной парадигматики, связанные с категоризацией
мира
Исследование формообразовательной специфики глагольных лексем в современном
русском языке с позиций когнитивистики невозможно без обращения к факторам,
которые связаны с процессами языковой категоризации мира и членением
вербального замысла в процессе речепорождения. Поэтому для более детальной
характеристики следует обратиться к когнитивной характеристике действия и
деятельности как важнейших прототипических характеристик глагольных лексем.
Именно они способны обнаружить наиболее глубокие, фундаментальные принципы
бытия и взаимоотношений человека с миром, поскольку деятельность и действие
сами относятся к числу таких фундаментальных принципов: через действие человек
активно постигает окружающий его мир, а сам этот мир открывается человеку лишь
тогда, когда становится для него действительностью.
Деятельность и действие соотносятся как общее и частное, так как структур­ные
характеристики деятельности в полной мере оказываются присущими действию.
Поэтому при реконструкции ментальных репрезен­таций действий естественно
обратиться, прежде всего, к структуре деятельности. В ней принято выделять
шесть компонентов: субъект и объект, сам процесс, цель, средство и результат
 [181, 151]. По мнению В.Г. Гака, структура деятельности включает в себя еще
три компонента: временную и пространственные характеристики, а также
качественные признаки деятельности  [49, 77]. Будучи весьма полной, эта картина
тем не менее не является исчерпывающей, прежде всего потому, что в ней не нашли
отражения систем­ные связи между компонентами структуры действия, которые могут
иметь принципиальный характер. Кроме того, структура действия предполагает
наличие таких элементов, которые не свойственны деятельности вообще, будучи
характеристиками, определяющими существо конкретного акта. В то же время
неко­торые из этих девяти компонентов оказываются факультативными или сводятся
друг к другу. Например, качественные признаки конкретного действия явно
содержатся в самом процессе, с самим процессом может совпадать и цель действия,
вне струк­туры действия, по-видимому, может рассматриваться и его результат.
Все это заставляет внести в данную картину одно уточнение, характер которого
определяется тезисом, выдвинутым В.Г. Гаком: «...понятие «действие»
представляет собой понятие с нечеткими границами и должно интерпретироваться в
виде полевой структуры» [49, 77]. Иными словами, менталь­ные репрезентации
действия необходимо рассматривать как струк­туры, имеющие характеристики поля.
Важнейшие характеристики в структуре ментальных мо­делей действия – это факторы
времени действия и его силы, интенсивности. Они также имеют обязательный
характер: неслучайно количество действия в физике определяется именно через эти
величины – «как их произведение» [133, 146]. Фактор силы непосредственно связан
с субъектом, в котором находится его источник, принадлежа ему, и входя, таким
образом, в состав ядра. Однако в ментальной модели действия он ока