Ви є тут

Моделювання взаємодії підприємств у ланцюгу постачань

Автор: 
Кравченко Володимир Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U001955
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Моделирование процессов взаимодействия предприятий в цепи поставок
Построение и совершенствование цепи поставок осуществляется предприятием
самостоятельно и (или) совместно с контрагентами и другими предприятиями.
Самостоятельно действуют, как правило, крупные предприятия, имеющие достаточно
средств для организационных изменений и влияние на контрагентов. В современных
условиях крупные предприятия входят в состав финансово-промышленных групп и с
их помощью занимаются разработкой цепи поставок.
Поэтому, с одной стороны, необходима разработка и внедрение инструментария
принятия управленческих решений, связанных с организацией эффективного
взаимодействия с контрагентами, а с другой стороны – организацией
интегрированной цепи поставок и ее совершенствованием. При этом важное значение
в выполнении предприятиями обязательств по поставкам продукции приобретают
временные параметры, поскольку они могут приводить к значительным колебаниям в
производственных и сбытовых процессах предприятий, что, в свою очередь,
увеличивает затраты их функционирования, снижает их конкурентоспособность на
рынках конечной продукции.
20122.1 Модели оптимизации логистического взаимодействия предприятия с
контрагентами
Зачастую предприятиям в выработке политики поведения с контрагентами необходимо
выделить группы сходных по определенным характеристикам (признакам)
предприятия. Чтобы определить категорию стратегически важных контрагентов,
оказывающих существенное влияние на производственный и финансовый результат,
могут использоваться методы АВС-анализа и XYZ-анализа [114]. Следует отметить,
что объектом анализа могут выступать ТМЦ. С позиции группировки контрагентов
предприятия, элементов цепи поставок, формирования кластеров различных объектов
(продукции, сегментов рынков и т.п.), групп факторов влияющих на их состояние,
целесообразным является применение методов многомерного статистического
анализа: факторного, дисперсионного, кластерного, а также метода главных
компонент [31].
На рис. 2.1 приведен механизм совершенствования логистического взаимодействия
предприятия с контрагентами (К.6.1). Выделенные черным прямоугольники отражают
авторские модели и методы, предлагаемые для решения соответствующих задач в
данном механизме. Прямоугольники, выделенные серым цветом указывают на
распространенные методы и модели решения соответствующих задач взаимодействия.
Анализ рыночной среды и определение показателей конкурентоспособности
предприятия основываются на следующих характеристиках: емкость рынка; темпы
роста рынка; объемы потребления продукции; количество конкурентов и их видовая
структура; рыночные доли конкурентов; количество покупателей и их структура
[23]. При этом результат аналитического обзора рынка выражается в виде
структурного анализа, однако на основании лишь процентных соотношений довольно
трудно прогнозировать изменение структуры. Марковские цепи в данном случае
являются более действенным инструментом прогнозирования [93].
Для предприятий важно иметь общее представление о рынке конкретного товара,
которое формируется на основе анализа макроэкономических показателей. При этом
структурировать товарные рынки можно по различным признакам, например, продаже
отечественного и импортного товара; нового и бывшего в употреблении. Возможно
смешанное определение удельных весов. Например, удельный вес продаж
отечественного товара, импортного и бывшего в употреблении [62].
Рис. 2.1. Механизм совершенствования логистического взаимодействия предприятия
с контрагентами
Подобный анализ рынка и предприятий, работающих на нем, довольно прост. Однако
ценой за простоту является низкая достоверность получаемых оценок
маркетингового потенциала предприятий, формирующего конкретный рынок ввиду
слабой информативности и неприменимости результатов анализа [9]. Поэтому в
современных условиях нарастающей конкуренции нужны новые подходы,
обеспечивающие предприятие более точной и достоверной информацией о рынке.
Рассмотрим метод определения маркетингового потенциала предприятия.
Маркетинговый потенциал – это совокупность средств и возможностей предприятия
для реализации маркетинговой деятельности [79]. Так как маркетинговый потенциал
определяет возможность достижения и удержания высокого конкурентного статуса
предприятия, то для количественной оценки маркетингового потенциала предприятия
воспользуемся оценкой его конкурентного статуса, точнее его динамики [81]. А
поскольку изменение конкурентного статуса предприятия сопровождается изменением
доли на рынке по группе товаров или по группе производителей, то для анализа
потребуется результат умножения матрицы вероятностей переходов покупателей
между выделенными группами товаров на вектор-столбец удельных весов каждой
группы. То есть, рыночная доля группы товаров может быть одним из
количественных показателей, с помощью которого можно оценивать и сравнивать
маркетинговый потенциал предприятий.
Сложность применения данного метода на практике связана с необходимостью оценки
переходов покупателей между брэндами. С одной стороны, открытым остается вопрос
относительно достоверности и несмещенности получаемых оценок, а с другой
стороны проведение подобных по масштабу экспертиз (опросов) силами одного
предприятия зачастую физически невозможно либо экономически нецелесообразно.
Пусть вероятности переходов на всем исследуемом временном интервале остаются
постоянными, то есть наблюдается стационарный марковский процесс, и оперируем
одной матрицей вероятностей переходов [93]. В общем виде эту матрицу можно
задать следующим образом:
,
где – брэнды или предприят