РАЗДЕЛ 2. ДУХОВНОСТЬ В ПРАГМАТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Менталитет как фактор самоорганизации делового общения
Социально-философский анализ духовной жизни общества представляет менталитет
как одну из составляющих последней, «которая, будучи обусловленной собственными
детерминантами (осколки прошлого), сама обусловливает состояние духовной жизни
общества (зародыши будущего)» [46, с.119]. Исследование национального сознания,
рассмотрение основных черт национального характера содержат подходы к пониманию
данного феномена, а также его влияния на различные области жизнедеятельности
людей.
Общение характеризуется множеством признаков и свойств, изучаемых различными
науками. Несмотря на большое количество публикаций, вопрос влияния менталитета
на процесс общения (в частности, на деловое) остается не до конца изученным и
представленным в социально-философской мысли. Исходя из вышесказанного,
необходимо определиться с основными критериями и смысловыми характеристиками
менталитета, влияющими на содержание и функции общения.
Термин «менталитет» впервые был подробно рассмотрен представителями французской
школы «Анналов». В их трудах раскрывается содержание ментальных структур и
особенности их влияния на деятельность индивидов, живших в различных
культурно-исторических условиях. В качестве синонимов выступают: «менталитет»,
«национальный характер», «картина мира», «дух нации» и т.д.
Изучение менталитета в современном научном знании представляется проблемой,
решение которой сопряжено с немалыми трудностями. Основные вопросы, поднимаемые
современными российскими учеными (Б.А. Душковым, Е.А. Климовым, А.П. Огурцовым
и др), касаются содержания понятия «менталитет» как коллективного
бессознательного или структуры национального характера. Исследования
затрагивают вопросы относительного того, представляет ли собой менталитет как
социальное явление некий инвариант, абсолютно неизменный или это нечто
вариантное, гибкое; как ментальность выражается в современных политических и
экономических движениях и т.д. Анализ проблемы сущности и функций менталитета,
а также изучение аксиологических особенностей ментальности нашли отражение в
трудах отечественных авторов – О. Донченко, Е. Лисеенко, М. Шлемкевич и др.
Термин «хозяйственный менталитет» подробно описан в диссертационной работе В.Ю.
Попова «Украинский хозяйственный менталитет». Большой интерес представляет
анализ влияния режима тоталитаризма на формирование украинского менталитета, а
также современные пути развития, в частности выбор Украиной западноевропейских
культурных парадигм.
Определяя менталитет, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский подчеркивают: «Если
вычесть из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в
остатке мы найдем менталитет данного общества» [52, с.14]. В число
общечеловеческих показателей жизнедеятельности включаются: любовь к родным,
боль утраты, чувство скорби. Общечеловеческое начало превалирует над
традициями, закрепленными в менталитете, что позволяет обществу социально
развиваться: «Если бы сознание каждого отдельного человека автоматически
управлялось менталитетом общности, то, вероятно, эта общность через некоторое
время подверглась бы полному самоуничтожению» [52, с.14].
Идея коллективной ментальности развивается А. де Токвилем в его книге
«Демократия в Америке». Исследуя общественное сознание Америки, А. де. Токвиль
пытается отыскать первопричины предрассудков, привычек и пристрастий,
распространенных в данном обществе. Это и составляет, по его мнению,
национальный характер. Автор утверждает, что все жители Соединенных Штатов
имеют сходные принципы мышления и управляют своей умственной деятельностью в
соответствии с одними и теми же правилами. Э. Фромм в работе «Бегство от
свободы» ввел понятие «социального характера», по его мнению, оно имеет
ключевое значение для понимания общественных процессов.
Менталитет предстает как общая духовная настроенность, относительно целостная
совокупность мыслей, навыков духа, создающая целостную картину
жизнедеятельности того или иного сообщества людей и определяющая единство
социально-культурной традиции. Данный феномен характеризует специфические
уровни индивидуального и коллективного сознания, и в этом смысле она
представляет собой специфический тип мышления. Менталитет является тем общим,
что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и
раскрывает представление человека о жизненном мире.
Менталитет следует отличать от общественных настроений, ценностных ориентации и
идеологии, которые выражаются в привычках, пристрастиях, стереотипах и эталонах
поведения. Он фиксирует устойчивость характера в ценностных ориентациях, но не
исчерпывается ими, поскольку характеризует собой глубинный уровень
коллективного и индивидуального сознательного и бессознательного.
Менталитет является сложной многоуровневой системой образов и представлений,
обнаруживающихся в видах жизнедеятельности людей, состояниях социальных
институтов, детерминируемых историческими процессами. В качестве субъективной
картины мира менталитет отражает самого субъекта, его пространственное
окружение и временную последовательность событий. Менталитет на чувственной
ступени познания выступает в качестве комплекса эмоциональных переживаний
личности. Менталитет социума отражает определенный этап развития массовой
культуры, массового сознания, национального мышления и т.д.
В социальной философии менталитет предстает как общепринятый в той или иной
группе людей особенный мысленный образ относительно определенных элементов
социальной реальности. Данн
- Київ+380960830922