Ви є тут

Емоціогенність концепту ВАМПІР в англійській мові й мовленні (на матеріалі словників та англомовних романів-трилерів)

Автор: 
Онищук Ірина Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U004155
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА ІІ. КОНЦЕПТ “ВАМПИР” В КУЛЬТУРЕ, ЯЗЫКЕ И РЕЧИ.
2.1. Культурологический концепт ВАМПИР как элемент ККМ
человечества
Рассуждая о концептуальной картине мира и ее соотношении с языковой картиной
мира, мы должны сделать важный акцент на том, что вторая не есть зеркальное
отражение первой. Полностью присоединяемся к мнению Е.С. Кубряковой о том, что
“концепты – это посредники между словами и экстралингвистической
действительностью”, они “независимы от языка и не случайно, что только часть из
них находит свою языковую объективацию” [68, с. 92] (выделено нами – И.О.­­).
Эти аргументы позволяют нам при необходимости, на определенном этапе
исследования рассмотреть концепт ВАМПИР вне его жесткой привязки к тому или
иному национально-специфическому языку. В целях соблюдения строгости и
последовательности научного анализа на данном этапе работы исследуемый объект
рассматривается прежде всего как ментальное образование, или ментефакт,
абстрагированный от его “языковой объективации”. Подобная процедура
обеспечивает нам право доступа к концепту как явлению нескольких
этно-национальных культур, объективируемых разными национальными языками.
Одновременно сделаем важную оговорку: каков бы ни был характер концепта
(ментальный, нематериальный, невербализованный), исследовать его можно только с
применением языковых средств, опираясь на предшествующие вербальные описания и
характеристики, поскольку, как формулирует В.В.Красных, “базовые оппозиции
культуры закреплены в языке … и проступают сквозь призму языка как древнейшие
представления, соотносимые с культурными архетипами” [67, с. 13].
Для анализа концепта ВАМПИР мы использовали лексикографически зафиксированную
информацию об этом феномене, накопленную в европейской и североамериканской
культурах к концу ХХ века. Были изучены 26 справочных изданий: энциклопедии и
толковые словари общего и культурологического типов, изданные в Великобритании,
США, России и Украине (см. перечень анализируемых словарей).
Как вытекает из имеющихся описаний, концепт ВАМПИР является немаловажным
конструктивным элементом мифологической картины мира у целого ряда европейских
этносов. Каждый второй источник содержит сведения о
территориально-этнографической локализации данного ментефакта. Однако внешние
границы ареала “бытования вампира” несколько варьируются. Так, например, все
источники (из числа тех, которые квалифицируют этнонациональную специфику)
локализуют концепт ВАМПИР как элемент восточно-европейской [Chamb, Americ] или
точнее славянской [Даль, Брок, Иностр, БСЭ] фольклорной картины мира, а
некоторые источники утверждают, что вампиры – это нечто присущее также и
германскому и греческому фольклору [Penguin, Брок]. Среди славянского фольклора
в целом дифференцируют малороссийские, они же украинские, поверья [Даль, БСЭ],
а также верования, распространенные среди поляков, чехов, сербов, болгар,
белорусов, русских [БСЭ, Брок]. Анализируя имеющиеся в нашем распоряжении
словарные и энциклопедические статьи, описывающие феномен “вампиры”, мы
убедились в правильности выдвинутой ранее гипотезы о ядерно-периферийной
структуре изучаемого концепта, т.е. о неравноценном удельном весе различных
признаков и свойств, в совокупности характеризующих концепт ВАМПИР в том виде,
в котором он дошел до наших дней и существует в ККМ современного человека
западной цивилизации. В нее согласно задачам нашего исследования включаем в
первую очередь британцев и американцев, а также восточных славян как
представителей этноса, собственно породившего концепт ВАМПИР.
Полагаем, что степень экспликации, т.е. заявленности той или иной
характеристики в словарях и энциклопедиях, напрямую коррелирует с
ядерно-периферийной локализацией соответствующей характеристики в
концептуальной структуре. Следуя этому принципу, выделяем три слоя, или три
зоны из которых складывается концепт: ядро, медиальный слой и периферия. В ядро
включаем те черты описываемого феномена, которые заявлены во всех источниках
словарной выборки (100% заявленности), в медиальный слой входят черты,
описываемые в значительной части справочных источников (заявленность от 21% и
выше), на периферии концепта находятся характеристики, о которых упоминают
менее одной пятой проанализированных словарей и энциклопедий (заявленность от
20% и ниже). Итак, концепт ВАМПИР имеет зональное членение, в зависимости от
экспликации того или иного смысла в большем или меньшем количестве словарных
статей.
Наряду с этим мы полагаем необходимым членить анализируемый концепт еще в одной
плоскости – тематической. Все смысловые компоненты были сгруппированы нами в
четыре сектора, каждый из которых совокупно содержит информацию о том, какова
сущность вампира как феномена, какие характеристики приписываются вампиру,
какова его деятельность и в каких пространственно-временных рамках существует и
действует этот персонаж.
Сопрягая зональное и секторное членение, получаем четкую, многокомпонентную,
иерархическую структуру, состоящую из ядерных, медиальных и периферических
сегментов, объединенных в 4 сектора, которые (отталкиваясь от содержания
ядерного сегмента) обозначаем КТО?, КАКОЙ?, ЧТО ДЕЛАЕТ?, ГДЕ? Следовательно,
конституентами концептуальной структуры в нашем исследовании оказались:
зоны – ядерная, медиальная, периферийная (См. Приложение А.
Рис. 2.1.);
секторы – смысловые части концептуального целого, отвечающие на
вопросы (относительно вампира) КТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛА-
ЕТ? ГДЕ? (Рис.2.2.А);
сегменты – смысловые ко