Ви є тут

Метод проектування модифікацій салонів базових пасажирських літаків на основі критеріїв внутрішньої безпеки і комфорту

Автор: 
Філь Сергій Андрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U004493
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
метод проектирования модифицированных
салонов пассажирских самолетов

Праксеологический подход к решению задачи компоновки
и обустройства салонов пассажирских самолетов
в современных условиях
Как уже отмечалось в разделе 1 и нашей работе [81], задача внутреннего
проектирования (компоновки и обустройства) салонов пассажирских самолетов
является важной составляющей при создании этого класса воздушных судов (ВС) и
их модификаций,*
[*) Вопросы широкого класса модификаций пассажирских самолетов нашли отражение
в [49-51] и последующих публикациях [52, 82, 83]. Однако во всех этих работах
модификации ВС рассматриваются в аспектах изменения геометрических и
летно-технических характеристик базового самолета. Здесь же речь идет только о
внутренней компоновке и обустройстве пассажирского салона без изменения формы,
размеров планера, силовой установки и условий эксплуатации ВС.]) успешно
решающих проблему авиаперевозок в Украине в период перехода к рыночной
экономике [2, 7-8, 15, 37, 82]. Комплексная эффективность ВС в течение всего
жизненного цикла исследована в монографиях [63-64] еще в 60-х годах прошлого
столетия, а позднее – в [83].
Несмотря на некоторые отличия в работах [63-64, 83] используется критерий
эффективности ВС в виде отношения целевой отдачи к затратам прямого
овеществленного труда в стоимостном выражении на изготовление ВС и обеспечение
его эксплуатации :
. (2.1)
В [64] предложено уравнение целевой отдачи ВС
, (2.2)
где - вес целевой нагрузки ВС, пассажиров, грузов, включая предметы
оборудования и комфорта салона, а также внутренней безопасности; - отношение
веса пассажиров и их багажа к весу всей целевой нагрузки (эффективность целевой
нагрузки [64]); - коэффициент использования целевой нагрузки, зависящий от
летных свойств ВС и пропорциональный вероятности прихода самолета в порт
назначения с заданной точностью, а также величине дальности, в пределах которой
ВС может быть целесообразно использовано; - число полетов ВС за все время его
эксплуатации; - показатель степени целевой нагрузки (для пассажирских ВС
рекомендуется принимать равным единице).
В [63] в результате анализа возможных путей повышения эффективности ВС получено
неравенство
. (2.3)
В формуле (2.3) содержится «критерий целесообразности конструктивных
мероприятий», т.е. критерий целесообразности изменений конструкции самолета в
целом, касающихся его планера, компоновки, оборудования и т.д., заключающийся в
следующем: конструктивное мероприятие целесообразно, если относительное
увеличение целевой отдачи самолета, выраженное в рублях, т.е. больше, чем
увеличение затрат [64]*
[*) Методики определения себестоимости перевозки пассажиров и грузов в системе
гражданской авиации СССР изложены, например, в [84], система построения
пассажирских авиатарифов приведена в [8].]
).
Существенным представляется неправомерность в условиях рыночной экономики
непосредственного применения критерия (2.1) с учетом (2.2), не отражающего
факторов конкуренции между эксплуатирующими авиакомпаниями, наличия и роста
инфляции, различия секторов авиаперевозок, в которых они работают, а также
разных тарифов за авиаперевозки, материальное положение дифференцированных
групп потенциальных пассажиров и множество других реалий времени.
Стремление увеличить доход от эксплуатации ВС, принадлежащих авиакомпаниям,
приводит к усилению их внимания к различным, в том числе и эксклюзивным,
модификациям базовых (выпускаемых серийно) ВС, которые потенциально способны
решить задачу повышения спроса у различных групп пассажиров и тем самым роста
коэффициента использования целевой нагрузки (коэффициента использования
пассажировместимости) общего и в салонах разных классов [20, 36].
В связи с изложенным выше ниже сделана попытка реализации праксеологического
подхода к решению задачи внутреннего проектирования (компоновки и обустройства)
салонов преимущественно модификаций базовых пассажирских самолетов в условиях
рыночной экономики, исходя из критериев комфорта и внутренней безопасности
пассажиров в салоне*
[*) Понятие внутренней безопасности и комфорта введено в нашей работе [82].])
при условии повышения коэффициента использования пассажировместимости при
уменьшенном числе пассажиров.
Смысл парксеологического подхода заключается в следующем. Концепция
проектирования салонов пассажирских ВС, состоящая в критериальной оценке
качества их обустройства с позиций внутренней безопасности и комфорта
пассажиров, в своей основе является социальной, так как эти критерии сами носят
социальный характер, относящийся к специальному разделу социологии –
праксеологии. Именно праксеология исследует деятельность людей с точки зрения
установления ее эффективности [41, 42].
Праксеологический анализ проектно-конструкторских разработок (и обустройства
салона ВС – в частности) есть установление эффективности действий разработчика
проекта для пользователя [42]. Именно в том, что эффективность действий
разработчика (проектировщика) должна оцениваться пассажиром ВС и состоит
социологический аспект праксеологического анализа или праксеологического
подхода к проектированию пассажирских салонов гражданских самолетов.
Праксеологический подход был впервые предложен польским ученым З. Васютинским
применительно к оценке инженерных решений единично создаваемых объектов
(мостовых конструкций) и развит В. Гаспарским для оценки инженерных решений
объектов серийного